Выставка «1650 оттенков пастели».

В экспозиции представлены работы пяти петербургских художников, работающих в технике пастели.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 17 октября, 2019 (Весь день) по воскресенье, 10 ноября, 2019 (Весь день)
Адрес: 
вход с ул. Галерной, 45
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В выставочных залах особняка Румянцева (вход с ул. Галерной, 45) открыта выставка «1650 оттенков пастели». В экспозиции представлены работы пяти петербургских художников, работающих в технике пастели: Сергея Усика, Елены Прудниковой, Натальи Милашевич, Марии Масленниковой и Анны Лапыгиной. Всего более 220 произведений. Куратор выставки — Ольга Прожерова.
Название выставки родилось неслучайно. Женевьева Моннье, директор отдела рисунков Лувра в своей книге «Пастель» пишет следующее: «Пастель — цветной порошок с бесконечно изменяющимися оттенками и полутонами; более тысячи шестисот пятидесяти оттенков, расположенных по цветам спектра, яркость которых не меркнет от времени — разрешает быстроту письма, немедленную передачу эмоций или идей, легкость стирания, возобновление работы, исправления, наложение другого оттенка. Она делает возможными раздавливание, бархатистость, матовость зернистости мягкого и шелковистого материала, сияние. Пастель представляет собой одновременно линию и цвет. Она может также повторяться и распространяться в клубке расплывающихся линий, черточках любого колорита, создающих плотную и яркую текстуру».
Техника пастели привлекала и привлекает художников именно за ее безграничные выразительные возможности. В истории искусства известны примеры, когда техника пастели становилась основной в творчестве многих мастеров, например, Мориса Кантена де Ла Тура, Розабальды Каррьера, Жана Этьена Лиотара. К этой технике часто обращались художники-импрессионисты и художники-новаторы ХХ столетия.
Название выставки — это не только цифра, указывающая на количество оттенков пастели, но и, прежде всего, желание обратить внимание зрителей на многообразие выразительных качеств пастели, показать какой разной она может быть в произведениях разных художников. Для кого-то пастель является одной из множества техник, для кого-то становится главной в творчестве.
Сергей Усик, как раз из тех художников, которые выбрали пастель основой своего творчества. Он состоит в Пастельных обществах России, Франции, Америки, Италии. Участвует в международных фестивалях пастели. Статьи о художнике публикуют известные специализированные издания. Он признан Мэтром пастели в Пастельном обществе Франции в 2003 году. Его работа стала лучшей на Международной выставке «Pastel only» в 2006 году. Сергей Усик предпочитает работать на пленэре, им разработан авторский курс мастер-классов «Пастель. Пленэр» и выпущена одноименная книга.
Елена Прудникова родилась в семье художника и рисовала пастелью с детства, но предпочтение отдавала масляной живописи. Однако, после того как она сделала пастелью эскиз к картине, пришло осознание, что эта техника открывает большие возможности и может быть абсолютно самостоятельной. Главной темой творчества Елены стали портреты, а моделью — собственная дочь, ведь так хочется запечатлеть и оставить на бумаге все изменения родного человека. По словам художника: «жанр портрета привлекает ее потому, что человек — самый интересный и удивительный объект для изучения и любования и даже все окружающие его предметы обстановки рассматриваются через призму его отношения к ним и сопричастности».
Наталья Милашевич нашла свое призвание в работе с народным костюмом, она не стремится к точной исторической реконструкции фольклорных традиций, в первую очередь, ее привлекают гармония и выразительность образов. Умело использованные аксессуары позволяют гармонизировать образ и сохранить эстетику символики народной культуры. Серьезное академическое образование и природный вкус Натальи Милашевич позволяют ей создавать произведения в лучших традициях русской академической школы, но в то же время неразрывно связанные с современностью. Наталья работает в технике пастели наравне с живописью маслом. Но пастель для нее является самостоятельным направлением в творчестве.
Мария Масленникова окончила Академию художеств по специальности живопись. Много экспериментировала с разными живописными и графическими техниками. В последнее десятилетие техника пастели заняла ведущее место в ее творчестве. Особый язык пастели автор использует в основном в жанре пейзажа. Мир художника — это зимний холодный Петербург, в котором миллион оттенков серого, Финский и Ботнический заливы Балтийского моря, Белое море, Гималаи. Занятие альпинизмом, хождение под парусами и богатый опыт путешествий позволяют художнику увидеть эти суровые места.
Анна Лапыгина — также выпускница Академии художеств. Работала как театральный художник, участвовала в росписи храмов, занимается экслибрисом, много работает на пленэре. Серьезное академическое образование и несомненный талант, позволяют художнику расширять свои творческие горизонты и создавать работы в разных техниках. Но техника пастели, особенно в последнее десятилетие, стала основной в ее творчестве. На экспозиции представлены произведения, написанные в разных уголках мира. Эти небольшого размера работы, словно маленькие бриллианты, заставляют зрителей останавливать на них свой взгляд и переноситься в заветные прекрасные места. Как справедливо пишет искусствовед Мария Кульговени: «работы Анны Лапыгиной близки и понятны тем, кто ищет в искусстве красоту — не внешнюю самодовлеющую красоту, а красоту простого мотива, искренность чувства, ценность состояния, то есть всего того, чем живет искусство и что определяется понятием художественности...».

Материалы из архива: