Русский декоративный поднос.

А.П.Гогин. Поднос Фигурный. 1975.
А. Ф. КОТЯГИН. ПОДНОС В ЧИСТОМ ПОЛЕ ДЛЯ ПОТЕХИ РАТНОЙ ВСТРЕТИЛИСЬ.
П. КУРЗИН. ПОДНОС МЕРЦАЮЩИЙ БУКЕТ В ВАЗОНЕ. 1930-е.
Н. М. СУЕТИН. КОФЕЙНЫЙ СЕРВИЗ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РАБОЧИХ. 1931.
Чайный сервиз с драконами. 1840-е гг. Завод братьев Корниловых.
Впервые в музее одновременно будет показано более 150 подносов XVII–XXI веков.
Дата и время мероприятия: 
с пятница, 27 июня, 2025 (Весь день) по воскресенье, 1 февраля, 2026 (Весь день)
Адрес: 
Невский пр., д. 17
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

Выставка «Русский декоративный поднос» впервые показывает более 150 экспонатов XVII–XXI веков, демонстрирующих все разнообразие материалов, приемов украшения, имен выдающихся мастеров и известных художественных центров. Подносы создавали и использовали в разных социальных слоях и в разные исторические эпохи. Эти блюда издревле служили украшением праздничного стола и интерьера как в царских дворцах и помещичьих усадьбах, так и в трактирах и крестьянских избах. Русский музей представит пятивековую историю одного из главных предметов прикладного искусства России.
Обычай подносить почетным гостям дары и угощенья на блюде укоренился в России еще в XVI–XVII веках. В XVIII веке развитие производства самоваров и их популярность в быту укрепили спрос на прочные металлические подносы. Забавные миниатюрные сценки угощения гостей можно рассмотреть на эмалевых подносах, выполненных в Великом Устюге в 1760–1770-е годы. Уже во второй половине XIX – начале XX века подносные или «хлебосольные» блюда стали важной частью общественной жизни и встречались практически в каждом доме.
В начале XIX на подмосковной фабрике купца Лукутина начинается производство лакированных подносов из папье-маше, на Урале, в Подмосковье и в Петербурге – кованых железных подносов с росписью с использованием металлических порошков и сусального золота.
ХХ век принес новые идеи оформления подносов. В росписи фарфоровых сервизов, выполненных на Государственном фарфоровом заводе и в Декоративном институте в Петрограде в 1920–1930-е годы, сочетались агитационные призывы и советская эмблематика, супрематические мотивы. Подносы стали ярким проявлением разных направлений авангарда, возникших в начале века в теоретических манифестах и живописных произведениях.
Подносы знаменитой Жостовской фабрики декоративной росписи, расположенной в Подмосковье, впечатляют разнообразием форм и размеров, переливами оттенков перламутра и сусального золота, на фоне которых сияют цветы.
Поднос объединяет людей: как буквально, рассаживая их вокруг себя, так и увлекая интересными сюжетами и красотой композиций, изображенных на их поверхности. Являясь и бытовым предметом, и подносом-картиной, экспериментальной работой или массовым образцом, поднос отражает вкусы и потребности общества, его стиль жизни и интересы.

Материалы из архива: