Стаса Бородин.
Не знаю почему, но явно не для публики, среди множества работ Стаса Бородина, которыми в прямом смысле «заполнена» вся его старинная петербургская квартира, включая мастерскую, вдруг встречаю прямо-таки печатный «манифест» этого художника от…Марселя Пруста: «Истинный путь открытия состоит не в том, чтобы стремиться находить все новые пейзажи, а в том, чтобы уметь по-новому увидеть окружающее нас». И правда, вот, прямо перед вами это воплощение «наказа» знаменитого французского писателя, представителя модернизма в литературе, только в живописи Бородина…
О творчестве этого петербургского художника, награжденного сразу несколькими золотыми национальными медалями Европейской Академии Искусств. Его герои – как простые, так и очень известные люди: от профессора Сергея Хрущева и актера Олега Видова в Америке до портретов и необычных по колориту пейзажей во Франции, Израиле, Норвегии, Англии и живописи, сделанной на пленэрах в разных странах мира. Конечно, во время рабочих путешествий, именно так, по Атлантике, югу Франции, Финляндии или Северу России, вслед за художником Александром Борисовым - вдоль Северного Ледовитого океана… Борисов, это отдельно, чтобы исправить несправедливость гонений на этого одно время «забытого» у нас художника, остановить уничтожение памяти о нем, начавшейся при большевистской власти, когда его мастерская на берегу Северной Двины под Котласом после отъезда живописца в 1917 году была разрушена, а лучшие картины, купленные Павлом Третьяковым «удалены» из залов знаменитого музея и частью отправлены в провинциальные музеи, частью пропали…Сегодня наступают новые времена, восстановлена и бывшая мастерская Борисова, где снова «живет» его живопись… Но, о Стасе Бородине.
Он человек удивительный, ощущение, что может писать сидя, стоя, на весу, на бегу, наконец, во время шторма, как было недавно в Атлантике, за что друзья-художники обозначили созданные им в океане картины как «стиль вибро-мазка»…
Понятно, что художник работает только « на натуре». Это особенно хорошо видно во время выставок, которые постоянно проходят у него по всему миру – от Санкт-Петербурга до края земли, как было на Лофотенских островах, в Норвегии, с итоговой выставкой международного пленэра близ знаменитого музея викинтов.
На нынешней выставке «со своим зрителем», углубленным в науку, Стас Бородин показывает не только большую часть работ, созданных после его последних путешествий и встреч. Но и тех, что были созданы в последние годы, скажем, во время вояжей в «мекку» русских и французских художников, городок Вёль-ле Роз, где уже несколько лет он проводит пленэры с друзьями-художниками из самых разных стран мира на улочках и аллеях с громкими именами: Ренуара, Будена, Писсаро, Моне… Впрочем, если рассказывать о научной «составляющей» пленэров, которые еще за полвека до «барбизонцев» и импрессионистов, проводили и русские художники, а сегодня лишь развивают приемы прошлого «в условиях открытого пространства и естественного освещения», стоит внимательнее рассмотреть работы С.Бородина. Вы увидите концентрацию приемов того же Поля Сезанна в пространственной ориентации, цветового состояния вокруг, натуру в трехмерном ракурсе, использованной задолго до появления формата «3D»…А родной городок французского художника, Экс-ан-Прованс, именно Бородин не раз использовал для своих живописных пленэров…
Вспоминается, как на очередной персональной выставке Бородина в Москве, в музее «Дом Бурганова», открывая вернисаж, академик и народный художник России Александр Бурганов заметил: «это «зачарованный странник», «прессующий» красоту окружающего мира и его людей в свои удивительные полотна». Лучше не скажешь. А всем вам, нового знакомства с работами Стаса Бородина…
Леонид Варебрус, искусствовед, академик Российской академии художеств, Евразийской академии телевидения и радио.