Выставка «Н. К. Рерих и театр».
Театральное наследие Николая Константиновича Рериха вошло в золотой фонд русского искусства и обогатило мировую художественную культуру ХХ века.
Цель выставки «Н. К. Рерих и театр» – в юбилейный «Год театра» представить основные театральные работы Н. К. Рериха и познакомить петербургского зрителя с малоизвестными картинами художника, находящимися в разных музейных собраниях. На выставке будут представлены подлинные эскизы Н.К. Рериха к разным театральным постановкам. Старинные фотографии, редкие издания и документы дополняют основные темы выставки.
Интерактивные арт-объекты «Волшебный фонарь», «Мини театр» будут интересны и взрослым, и детям.
Сотрудничество с театром – важнейшая часть творческой биографии Николая Константиновича Рериха. Длительный период, с 1905 по 1944 год, с некоторыми перерывами, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок. Одни получили сценическое воплощение в театрах Петербурга–Петрограда, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии и еще многих городов мира. Другие по разным причинам свет рампы не увидели. В театр Рерих пришел сложившимся живописцем историко-эпического направления, обладающим ярко выраженной индивидуальностью. В станковом искусстве он разрабатывал темы и образы мира славян-язычников, сказочной мифологии Древней Руси, западного средневековья, Востока. Все это нашло воплощение и в его театральном творчестве. Ярким и самобытным проявлением художественного таланта Н. К. Рериха стало его участие в «Русских сезонах» за границей. Рериху и другим художникам объединения «Мир искусства» антреприза С. П. Дягилева обязана своим грандиозным успехом. В своей театральной деятельности Н.К. Рерих обращался к самым разным жанрам сценических постановок. Это и спектакли на сюжеты эпоса разных народов: «Князь Игорь» (1909 и 1914), «Псковитянка» (1909), «Сеча при Керженце» (музыкальный антракт, 1911), «Валькирия» (1907), «Тристан и Изольда» (1912). Большой интерес, особенно в начале творческого пути, художник проявлял к оформлению постановок на темы европейской средневековой литературы. В этом ряду такие спектакли, как «Три волхва» (1907), «Фуэнте Овехуна» (1911), «Сестра Беатриса» и «Принцесса Мален» (1914). Русские сказки «Кащей Бессмертный», «Снегурочка» (1908 и 1912) и др. тоже нашли своё место в театрально-декорационном творчестве Н.К. Рериха. Особого внимания заслуживает участие художника в постановке драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт» в Московском Художественном театре (1912), а также работа над балетом «Весна Священная» (1913), где Рерих выступил и как либреттист, и как художник. В каком бы жанре ни работал художник, основой художественного подхода Рериха было исследование пространства народного мифа. Как учёный, с детства занимавшийся археологическими изысканиями, Н.К. Рерих был очень хорошо знаком с мифологическими образами, зафиксированными в находках из его раскопок. Его исторический подход, внимание к материальным элементам исследуемых явлений делают театральные работы Рериха уникальными.