Выставка «Иосиф Зисман и Лев Сморгон».
Галерея DiDi представляет выставку живописи известного петербургского художника Иосифа Зисмана (1914—2004) совместно с произведениями Льва Сморгона, скульптора, получившего мировое признание.
Бывает, подолгу вглядываешься в дымчатое очертание пейзажа в туманный день, а потом улавливаешь знакомые формы — и возникает чувство радостного узнавания: вот дерево склонилось над озером, а вот виднеется крыша дома. Это почти интуитивное познание напоминает детские ощущения, когда в утренней, еще неясной темноте комната наполнена какими-то непонятными предметами и глазу требуется время, чтобы различить и определить каждый из них. Так и при восприятии живописи Иосифа Зисмана: наше сознание ликует, когда погруженные в сфумато фигуры и линии проявляются и образ предстает лаконичным и четким, лишенным всего ненужного, дополнительного.
Произведения Льва Сморгона, напротив, всегда предельно конкретны, но и им свойственно это постепенное проявление. Когда в экспрессивных линиях скульптурных портретов поэтов и музыкантов внезапно различаешь столь знакомые черты или в почти бесформенной глыбе выявляешь изгиб человеческого тела в простой, но при этом очень характерной позе.
Этих двух совсем разных мастеров объединяет больше, чем может показаться на первый взгляд. Лев Сморгон и Иосиф Зисман были в очень близких, дружеских отношениях, несмотря на большую разницу в возрасте. Они познакомились в Русском музее на одной из выставок, кажется, Марка Шагала, как вспоминает Л. Н. Сморгон. Присев на банкетку, художники заговорили об искусстве и с тех самых пор стали общаться. Они были именно друзьями, а не учителем и учеником, хотя Зисмана, видимо, грела мысль о том, что Сморгон многое воспринял от него в своем искусстве.
Иосиф Натанович Зисман был близок художественному миру с самого детства. Преподаватели киевского еврейского детского дома, где воспитывался Иосиф, знакомили его с лучшими образцами мировой литературы и живописи, часто устраивали встречи с поэтам, писателями и художниками. Наиболее мощный художественный подъем Зисман ощутил в зрелые годы, особенно в последние 15—20 лет жизни. И хотя он не принадлежал к кругу андеграунда, учился в Москве у основоположника соцреализма Бориса Иогансона, с 1947 года состоял в Союзе художников, часто выставлялся, его работы мало знали. Возможно, причиной тому была выставочная политика советского времени. На общих союзных экспозициях сложно было составить представление о художнике по нескольким прошедшим «выставком» произведениям. Масштабная персональная выставка Иосифа Зисмана была организована в Союзе лишь в 1984 году.
В своем искусстве Иосиф Зисман всегда оставался верен внутреннему чутью, духовному опыту. Ему была свойственна длительная работа над одним сюжетом. Он подолгу совершенствовал свои холсты, бесконечно касался кистью живописных работ, пока они стояли у него в мастерской. При этом в работах не пропадала столь характерная экспрессивная острота и полупрозрачная легкость. Часто Иосиф Натанович писал широкой кистью, что придавало его холстам особую шероховатость и натуральную мягкость фактуры. В его работах все подчинено цветовому единству. Почти дымчатые оттенки, составленные из множества нюансов «матюшинской» гаммы, создают особое воздушное пространство, в которое погружены все образы на портретах, персонажи жанровых сцен или стаффаж в пейзажах.
В последние годы Зисман многие свои старые произведения переписывал, оставляя лишь самую суть мотива, с четко выверенной композицией и нежнейшими, не замутненными от многих наслоений краски полутонами. Все лишнее отсекалось, все неясное сглаживалось. Для Иосифа Зисмана занятие живописью было поиском природной гармонии, которая и явилась главным сюжетом всех его полотен.
Общение с таким мощным мастером, как Иосиф Зисман, безусловно, повлияло на творчество Льва Сморгона. Лев Наумович, размышляя об этом, цитирует Гете: «Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть…» Как вспоминает Лев Сморгон, Зисман был очень хорошим рассказчиком и особенно часто возвращался к эпизодам из общения со своим учителем Борисом Иогансоном. В каждом из этих рассказов всегда была его философская позиция. Иосиф Натанович был очень доброжелательным и всегда радовался, когда видел что-то положительное и интересное в работах других художников.
Обладающий потрясающим юмором и дарованием поэта скульптор и художник Лев Сморгон является частым экспонентом не только петербургской арт-сцены, его персональные выставки прошли в галереях и музеях Нью-Йорка, Стокгольма, Осло и Загреба. В 2004 году в честь 75-летия скульптора Русский музей представил его ретроспективную экспозицию. Образы, созданные Львом Сморгоном, знакомы многим по замечательным куклам и фарфоровым статуэткам еще советского периода.
Скульптура Сморгона всегда динамична, в ней подчеркнута брутальность фактуры, в отличие от узнаваемой утонченности его мелкой пластики. Лев Сморгон нередко оставляет пустоты в формах, подчеркивая движение отдельных деталей фигуры, складывающейся из линий и как будто из пустоты на наших глазах. Особенно тонко мастер выявляет характерные черты в своих портретных работах. Им были созданы образы Андрея Белого, Анны Ахматовой, Иосифа Бродского, Виктора Кривулина. Общение с каждым из этих литераторов оставило свой след в художественном восприятии автора.
Произведения этих уникальных мастеров — Иосифа Зисмана и Льва Сморгона — не просто принадлежат одному направлению или эпохе, это искусство двух очень близких по своему жизненному восприятию людей, всегда находящихся в поиске способа наиболее сильного выражения своей художественной идеи. Представленные на одной выставке скульптура и живопись не только дополняют друг друга, но и сосуществуют в едином пространстве, позволяя фигурам Сморгона гулять на фоне пейзажей Зисмана.
Елизавета Шагина.
Иосиф Натанович Зисман родился на Украине в 1914 году.
Работать в области искусства Иосиф Зисман начал очень рано. Уже в 1931 году, переехав в Москву, поступил на должность художника-оформителя на фабрику «Диафото». В 1933—1934 годах преподавал рисование и черчение в школе на Дальнем Востоке, в Биробиджане, где и прошла его первая персональная выставка.
Пройдя Великую Отечественную войну, Иосиф Зисман до 1953 года служил в Советской Армии. В 1947 был принят в Союз художников СССР. С того же времени начал участвовать в крупных выставках. Первая серьезная персональная выставка Иосифа Зисмана прошла в Ленинграде в 1962 году в галерее «Голубая гостиная» Союза художников. Затем были выставки в Ленинградском Доме писателей им. В. В. Маяковского (1983), в Большом зале Союза художников Ленинграда (1984), в Ленинградском Доме журналистов (1987), в ЦВЗ «Манеж» (1994).
Последние значимые персональные выставки прошли в Музее «Царскосельская коллекция» в г. Пушкине (1997), в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (2000), в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга (2002, 2009), в выставочном зале IFA (2004), в галерее «Матисс Клуб» (2007).
Иосиф Натанович Зисман скончался в Санкт-Петербурге в 2004 году.
Произведения Иосифа Зисмана находятся в Государственном Русском музее, в Государственном музее театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург), в коллекции современного искусства ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург) , в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург), в Музее «Царскосельская коллекция» в Пушкине, в музеях и частных собраниях в России, Италии, Германии, Израиле, Франции.
Лев Наумович Сморгон родился в 1929 году в Детском Селе (г. Пушкин). В 1952 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. Член Союза художников СССР.
Его персональные выставки прошли в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Музее городской скульптуры, а также в галереях и музеях Нью-Йорка, Стокгольма, Осло и Загреба.
Лев Сморгон создает не только скульптуру, он также работает в технике живописи и графики. Идеи художника находят воплощение в различных материалах: стекле, фарфоре, мраморе, граните, бронзе.
В 2002 году в Петербурге на площади у дома №19 по Кронверкской улице установлена скульптурная композиция «Женщинам-бойцам местной противовоздушной обороны блокадного Ленинграда».
Персональные выставки: галерея «Пушкин и Гоголь», Санкт-Петербург (1994), Музей-квартира А. С. Пушкина, Санкт-Петербург (1995), Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург (1996), Музей «Царскосельская коллекция», Пушкин (1996), ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург (1998), Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург (1998), галерея графического искусства, Нью-Йорк (1999), Государственный Русский музей, (2001), арт-галерея «Матисс Клуб», Санкт-Петербург (2007).
Работы Льва Сморгона находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Музея городской скульптуры, Государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург, Музея фарфора завода им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербург, Музея университета г. Осло, Норвегия; в частных коллекция в России и за рубежом.