Рожденная в пламени.
В Государственном Эрмитаже работает выставка «Рожденная в пламени. Корейская керамика из Национального музея Кореи».
Первая экспозиция шедевров из коллекции Национального музея Кореи – «“Ветер в соснах…” 5000 лет корейского искусства» – представленная в Эрмитаже в 2010 году, включала в себе более 350 предметов: живопись, скульптуру, керамику, произведения прикладного искусства, образцы письменности и книги. Новая выставка корейского искусства посвящена исключительно керамике.
Корея – страна с давними традициями гончарства. Искусство керамики здесь прошло долгий путь совершенствования и освоения новых техник. Представленные экспонаты охватывают промежуток с древнейшего времени до работ современных мастеров последнего десятилетия. Таким образом, показывается развитие корейского керамического искусства от классических образцов до новаторских художественных объектов, созданных недавно.
Ранний этап представлен изделиями периода трех корейских государств Когурё (37 г.до н.э – 668 г.н.э), Пэкче (18 г.до н.э. – 660 г.н.э) и Силла (57 г.до н.э. – 668 г.н.э.), а также протогосударства Кая (42 – 562 гг.) и государства Объединенное Силла (668-935 гг.). У каждого из них был собственный стиль керамики с характерными особенностями.
Показанные в этом разделе экспонаты отражают взгляды корейцев того времени на жизнь и смерть. Это бытовые изделия (керамические бутыли, чаши и тп) и погребальный инвентарь, помещавшийся в захоронения. Памятники, обнаруженные при раскопках захоронений правителей государств и знати, свидетельствуют об усложнении религиозных представлений и совершенствовании технологий в работе с различными материалами. Появляются керамические сосуды в форме животного или человеческой фигуры, которые использовали в похоронном обряде или во время церемонии поклонения духам предков. Предполагается, что они выражали пожелание благополучного вознесения на небо души умершего и после проведения церемонии помещались в могилу усопшего. Примерами таких изделий могут служить статуэтки лошадей, птиц и транспортных средств (например, кораблей или повозок). На выставке представлен сосуд, изображающий богатого всадника. Его одеяние, включающее конусообразный головной убор буддийского монаха коккаль и так называемую панцирную юбку, явно указывает на высокий социальный статус. Лошадиная сбруя декорирована разнообразным орнаментом, который повторяет узоры предметов настоящей конской упряжи.
Последующий период Корё (918-1392 гг.) ассоциируется с наивысшим пиком в развитии корейского гончарства. В X веке в Корее впервые был произведен селадон, возникший под влиянием китайских образцов. Тонкостенные сосуды, разнообразные по форме и назначению, покрывали бледной голубовато-зеленой глазурью. Этот цвет в Корее получил название писэк, "цвет зимородка". Позднее в Европе сосуды стали называть селадонами. Производство сосудов неподражаемого нефритового оттенка было крайне сложной задачей. В своем собрании сочинений премьер-министр Корё Ли Кюбо (1168–1241) пишет, что «обжиг выдерживал лишь один селадоновый сосуд из десяти». Одним из выдающихся примеров таких дошедших до наших дней сосудов является курильница с крышкой, увенчанной фигурой льва, а также селадоновая черепица. Отдельную группу селадоновых изделий эпохи Корё составляют антропоморфные, зооморфные и фитоморфные сосуды. На выставке представлены капельница для разведения туши в виде обезьяны, заботливо обнимающей непоседливого детеныша, кувшины в виде граната, тыквы-горлянки или дыни, чаши в виде цветка и пр.
В дополнение к нефритовой глазури керамисты Корё прибегали и к различным декоративным техникам, включая гравировку, рельефное тиснение, ажурную резьбу и фигурную штамповку. Встречались также орнаменты, нанесенные на изделие коричневой железосодержащей и медно-красной краской или белым ангобом до обжига. Однако главной и важнейшей техникой декорирования корёского селадона является инкрустация сангам: на необожженной поверхности глиняного изделия вырезался узор, который затем заполнялся глиной другого цвета. В качестве примера можно привести пронизанные лирической атмосферой селадоновую вазу мэбён с изображением цветущей сливы, бамбука и журавлей, а также селадоновое блюдо с инкрустированным изображением цветущей сливы, бамбука и птиц.
Следующим этапом развития керамического искусства стал пунчхон, явившийся переходным звеном от селадона Корё к фарфору эпохи Чосон (1392-1897 гг.). Сосуды пунчхон имеют черепок серого или серо-белого цвета, поверхность изделия покрывали ангобом (белой глиной), по которому наносили краской либо вырезали орнамент. Излюбленными мотивами для резьбы, сграффито и подглазурной росписи на пунчхоне были рыбы, а также растительные и цветочные орнаменты. В отличие от селадонов эпохи Корё, сосуды пунчхон отличаются большей простотой, свободой и живописностью декора. Пунчхон был популярен в течение почти двухсот лет, в XV и XVI веках, после чего уступил место фарфору. Сочетая чистоту и белизну с непревзойденной красотой, фарфор считался символом неоконфуцианских идей и ценностей ученых-книжников, которые основали государство Чосон. Фарфор для чосонского двора производился в официальных мастерских Кванчжу, провинция Кёнгидо. Своеобразие декора фарфоровых изделий построено на контрасте белого фона и одноцветного рисунка, выполненного подглазурным кобальтом или окисью железа. Над росписью фарфоровых изделий для двора работали лучшие художники академии живописи Тохвасо. Открытие технологии производства твердого фарфора привело к созданию великолепных изделий, которые считаются вершиной мастерства керамистов эпохи Чосон. В экспозицию вошли как изделия из белого фарфора, в том числе луновидные сосуды, так и фарфор с росписью кобальтом и железосодержащими красками.
Традиции корейского керамического искусства, основанные на особом художественном вкусе, тонком понимании своеобразия керамических форм, их конструктивных особенностей и соотношения с декором нашли продолжение в наши дни. Мастера-керамисты современной Кореи переосмысливают классические формы и стиль родной керамики. Представленные на выставке работы современных художников отражают глубокое влияние, которое корейская керамика по сей день продолжает оказывать на искусство.
Куратор выставки – Лидия Викторовна Поточкина, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.