Йоханнес Вермеер. Любовное письмо.

Даты проведения: 
с 14 октября 2011 по 12 ноября 2011
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

В Государственном Эрмитаже открылась новая выставка из цикла "Шедевры музеев мира в Эрмитаже", представляющая картину "Любовное письмо" Йоханнеса Вермеера, одного из самых загадочных художников в истории живописи. Тридцать пять его произведений, известных сегодня, до середины XIX века приписывались разным мастерам, и лишь в 1870-х годах Вермеер был "открыт" для истории искусства.
Йоханнес Вермеер, в ранний период творчества обращавшийся к пейзажу и религиозным сценам, позднее увлекся бытовой живописью, несколько раз использовав сюжет с любовным письмом: "Чтение письма" (1657. Картинная галерея, Дрезден), "Дама, пишущая письмо" (1665-1667. Национальная галерея, Вашингтон), "Дама и служанка с письмом" (1666-1667. Коллекция Фрик, Нью-Йорк), "Любовное письмо" (1669-1670. Рейксмузей, Амстердам), "Пишущая письмо дама со служанкой" (1670. Национальная галерея Ирландии, Дублин).
На картине "Любовное письмо", экспонирующейся сегодня в Эрмитаже, изображена дама с мандолиной, которой служанка только что принесла письмо. Действие происходит в характерной обстановке голландского бюргерского дома второй половины XVII века с обычными для него особенностями интерьера и деталями быта.
Одной из главных особенностей голландской живописи этого периода является то, что для раскрытия любой темы художники вовлекали зрителя в двусмысленную игру образами, где требовался "ключ" к расшифровке изображаемого. Таким "ключом" была эмблематика. Каждая эмблема представляла собой картинку - символ с девизом, иллюстрирующую какой-нибудь моральный постулат. Именно эту многозначность зритель находил и в картине Вермеера "Любовное письмо".
Одним из способов, которым художники-жанристы объясняли зашифрованный в их произведениях смысл, является изображение картины в картине. В данном случае речь идет о марине с кораблями в море, изображенной Вермеером на дальней стене интерьера: любящее сердце героини, её душевные переживания уподоблены скорлупке в океане, а морская переменчивая стихия - это поведение ее возлюбленного. На второй картине - бредущий по тропинке или по аллее парка кавалер, что должно напоминать о первой встрече и зарождении любви. Лютня в руках героини картины - элемент важной темы голландской живописи с любовным сюжетом - музицирования. В литературе и живописи XVII века связь между музыкой и любовью - постоянный, даже главный мотив. "Amor docet musicam" ("Любовь учит музыке", "Любовь даёт вдохновение для пения") - известный девиз, почти поговорка того времени. Именно эти составляющие музыки, как символа гармонии и лекарства от страданий любви, отражены в рассматриваемой картине Вермеера, где главная героиня, прервав музицирование, держит в руке долгожданное любовное письмо, принесенное ей служанкой.
Наряду с упомянутыми мотивами смысл картины раскрывается также и во всех "мелочах" интерьера. За героиней мы видим ковер с растительно-фруктовым орнаментом. Это общая для всего мирового искусства символика плодородия. Внизу у порога мы видим женские домашние туфли и метлу. Такие туфли без задников - pantoffel (шлепанцы) Е. де Йонг - один из главных специалистов по символике в голландском искусстве, относит к десяти главным эротическим символам в голландской жанровой живописи XVII века. Метла же (веник, швабра) в любовных сценах является символом простого сожительства, "брака" без свадьбы, по-голландски: over de bezem trouwen (сойтись без женитьбы, буквально: жениться на метле).
В "Любовном письме" действие воспринимается как стоп-кадр обычной жизни беседующих и жестикулирующих персонажей, без участия зрителя, на которого персонажи не обращают никакого внимания. Зритель выступает скорее как невольный свидетель интимной сцены, подсматривая в замочную скважину за происходящим. Такое ощущение еще более усиливается из-за того, что боковые части картины располагаются как бы на периферии зрения. Подобный приём Вермеер заимствовал у Г. Терборха, использовавшего принцип "замочной скважины".
Тонкий вкус и творческая интуиция помогли художнику в "Любовном письме" правильно выбрать динамичный момент в нейтральном, почти без действия, сюжете, каким является сцена с письмом, дали возможность легко сориентироваться в богатом наследии прошлого и достижениях настоящего.
Высочайшее мастерство Вермеера, непритязательность и интимность его произведений были восприняты сентименталистами и романтиками, их уже привычно ценил XIX век, их - в новых идейно-психологических контекстах продолжал ценить XX век. И сейчас, в начале XXI столетия, достоинства живописи Вермеера поражают нас при знакомстве с шедевром этого удивительного художника.
Эта выставка - подарок Мэрии Амстердама жителям и гостям Санкт-Петербурга. Таким образом Амстердам благодарит Государственный Эрмитаж за сотрудничество, которое увенчалось в 2009 году открытием на берегах Амстела выставочного центра - "Эрмитаж-Амстердам". Инициатором этой выставки стал директор амстердамского центра Эрнст Вейн, который заканчивает свою деятельность на этом посту и эта выставка - еще и его "послание", в котором он признается в любви Государственному Эрмитажу.
Куратор выставки - старший сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Сергей Анатольевич Строганов.

Материалы из архива: