Выставка картины Витторе Карпаччо «Две венецианские дамы».
В Итальянском кабинете Нового Эрмитажа экспонироваться картина Витторе Карпаччо «Две венецианские дамы» – одно из самых знаменитых живописных произведений в собрании музея Коррера (Фонд Городских музеев Венеции), где оно находится с момента основания музея. Живописных работ Витторе Карпаччо в российских музейных собраниях нет (на выставке экспонируется рисунок Карпаччо из собрания Эрмитажа), немного их и за пределами Венеции – города, где художник провел почти всю свою жизнь.
Мастер родился около 1465 года и скончался в 1525-1526 годах в Венеции. Итальянский живописец успел оставить значительное наследие; при этом важно, что около тридцати работ художника не только подписаны, но и датированы. Самая ранняя – 1490 годом («Прибытие Святой Урсулы в Кёльн», Галереи Академии Венеция), самая поздняя завершена в 1523 (створки органа в церкви Вознесения в Каподистрии (ныне Копер), Словения). Расцвет его творчества приходится на время «золотого века» Венеции, когда аристократическая республика достигла пика своего могущества.
На протяжении долгого времени «Две венецианские дамы» были предметом горячих споров. Если дискуссии о времени создания давно утихли – сейчас работа датируется 1496-1498 годами, то сюжет картины казался настоящей головоломкой. Кто эти дамы? Знатные матроны, сосватанные благородные девицы или куртизанки, ожидающие своих покровителей? Женщины разнятся по возрасту, но их черты отмечены несомненным фамильным сходством – предполагалось, что это могут быть мать и дочь или родные сестры. Что означают окружающие их предметы и живые существа? Почему в вазе, стоящей на парапете слева, виден только стебель растения, а не цветы – значит ли это, что композиция была обрезана?
Ответы на эти и многие другие вопросы искало не одно поколение знатоков иконологии, искусствоведов и реставраторов. Множество попыток логически связать воедино все элементы картины не увенчались успехом, в связи с чем некоторые критики утверждали, что сюжета как такового в ней нет. Связное же прочтение всех изображенных символов было затруднено тем, что доска обрезана и невозможно увидеть, что было написано слева и наверху.
Неожиданный поворот в истории работы Карпаччо произошел в 1944 году, когда молодой архитектор Андреа Бузири Вичи, в будущем известный историк искусства, приобрел у антиквара в Риме дощечку, расписанную с обеих сторон: на лицевой стороне были изображения лучников, стоящих в лодках с гребцами и стреляющих водную дичь, а на обороте – обманка (нанизанные на натянутую узкую ленту письма).
Бузири Вичи, приобретший дощечку за очень скромную сумму, не сумел сохранить ее у себя: предыдущий владелец отсудил картину под предлогом несоответствия уплаченной цены истинной стоимости работы. После этого загадочная дощечка надолго исчезла из поля зрения, пока в 1972 году её не приобрел музей Пола Гетти в Малибу (США, Лос-Анджелес).
Между тем, еще в 1962 году одновременно в Италии и в Соединенных Штатах Америки была выдвинута гипотеза, что «Охота в лагуне» и есть недостающая верхняя часть доски с изображением двух венецианок, и некогда они составляли единое целое. В качестве довода авторы указывали на цветок лилии в правой нижней части сцены охоты, сюжетно с ней не связанный, но продолжающий линию стебля, стоящего в вазе с гербом на доске из музея Коррера. Позднее исследования в рентгеновских и инфракрасных лучах и дендрологический анализ, проведенные в музее Пола Гетти и музее Коррера, подтвердили эту теорию, показав полную идентичность обеих досок, а изучение грунтов и пигментов – абсолютное совпадение живописной техники.
Результаты этих исследований позволили Аугусто Джентили и Флавии Полиньяно предложить логически стройное толкование сюжета как аллегории христианского добродетельного брака. Карпаччо изобразил благородных дам, ожидающих возвращения своих мужей или нареченных с охоты. Причем с балкона, на котором они скучают, вовсе не открывается вид на болотистые берега лагуны – это пространство условное, воображаемое - воплощение мыслей двух молодых женщин. Все предметы и живые существа, их окружающие, символизируют безупречную верность и чистоту помыслов: две горлицы – олицетворение неразлучной любовной пары, плод апельсина – один из атрибутов Девы Марии, равно как и цветок лилии – символ непорочности и святости.
В рамках цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» российской публике были ранее представлены уникальные произведения искусства из ведущих музеев Европы. В 2019 году цикл открылся выставкой шедевра Паоло Уччелло «Святой Георгий, поражающий дракона» из музея Жакмар-Андре (Франция, Париж).
Куратор выставки: Ирина Сергеевна Артемьева, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.