Трансфигурации.

Маска-шлем tönköngba Гвинея, народ ландума первая половина ХХ в.  дерево, каолин, животный волос резьба, склейка 105х24х29,5 см
Маска окуйи Габонская Республика начало ХХ в. дерево, пигменты резьба 25х18х10 см
Зооморфная маска-шлем поньюго Мали - Кот-д’Ивуар, первая половина ХХ в. дерево резьба, роспись 83х34х32 см
Культура игбо Кон XIX-нач. XX в. Дерево, пигменты 25х16х9,5
Культура пенде До 1923 года Дерево, растительное волокно, пигменты 65х30х10 см
Маски Африки XIX–XX веков.
Дата и время мероприятия: 
с суббота, 26 июня, 2021 (Весь день) по воскресенье, 12 декабря, 2021 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Государственном Эрмитаже начинает работу выставка «Трансфигурации. Маски Африки XIX–XX веков».
Маски для защиты лица или его сокрытия известны человечеству с самой древности. События 2020–2021 годов обновили статус маски – и превратили её в символ повседневности. Неожиданно проявилась также её социальная роль: отсутствие медицинской маски может лишить человека возможности посетить те или иные организации, в том числе музеи, а также ограничить доступ к товарам и услугам.

Эрмитаж предлагает в этой особой ситуации заново взглянуть на другие «маски» – созданные на африканском континенте в XIX и XX веках. Сегодня, когда маска стала чуть ли не символом современности, многие аспекты этого типа африканской пластики могут быть осмыслены иначе, чем прежде.

Для экспозиции отобрано около ста предметов, которые демонстрируют многообразие форм, приверженность традициям и идеологический потенциал масок. Маскарадные практики Африки связаны со значимыми и не похожими друг на друга событиями общественной жизни: от похоронных церемоний до придворной демонстрации власти, от обрядов сельскохозяйственного цикла до представлений уличных театров, наполненных сатирой и юмором. Выставка предлагает возможность взглянуть на материальную составляющую маскарадных традиций десятков культур Западной, Центральной и Восточной Африки, каждая из которых – самобытна, и лишь немногие из них оказывали друг на друга непосредственное влияние, что можно обнаружить в схожих формах самих предметов и связанных с их использованием социальных институтах. При этом сопоставление экспонатов даёт возможность указать на характерные и уникальные черты маскарадной традиции всего континента.

Хронологические рамки выставки – XIX–XX века – отражают время, когда в результате европейской колониальной политики навсегда изменился привычный ход жизни континента. Африканское искусство зачастую воспринимают с точки зрения его влияния на европейское, после так называемого «открытия» Африки. Восхищение, которое африканская маска вызывала у ценителей и творцов искусства, подобных Пикассо и Дерену, превращало её в objet trouvé, найденное искусство. Однако, экспозиция предлагает возможность отказаться от довлеющего восприятия этих предметов с точки зрения их формы или места в поступательном развитии мирового искусства, в сторону таких аспектов, как функциональность, символизм, производственный и исполнительский контекст. Стоит также отметить, что одной из задач выставки становится исследование возможности и потенциала физических объектов в том, что касается преображения человека (лат. transfiguratio – преображение, превращение).

Выставка создана на основе коллекций Государственного Эрмитажа, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера) и частных собраний.
К выставке подготовлен одноименный научный иллюстрированный в каталог (Издательство «Государственный Эрмитаж», 2021 год).
Куратор выставки – Алексей Аксёшин, младший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: