Вигилиус Эриксен — портретист императрицы.
В Николаевском зале Зимнего дворца представлена выставка «Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения», посвященная творчеству выдающегося датского художника.
Список портретистов, работавших при дворе императрицы Екатерины II, достаточно велик и включает в себя как русских, так и иностранных мастеров. Среди них Вигилиус Эриксен (1722–1782) занимает особое место. Без портретов его работы не обходится ни одна биография русской императрицы. Так сложилось, что художник был почти забыт в Дании, о нём крайне мало опубликованных биографических сведений. Юбилей художника – замечательный повод впервые за 300 лет организовать посвященную ему выставку и тем самым восстановить историческую справедливость.
Как отмечает М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Благодаря эрмитажной выставке и исследованиям, проведенным в Эрмитаже, мир получает возможность вспомнить одного из лучших датских художников и снова окунуться в атмосферу блестящего двора Екатерины Великой. Творчество Эриксена – яркий пример роли Екатерины II в развитии европейской художественной культуры».
Вигилиус Эриксен провел в России почти пятнадцать лет из отпущенных ему судьбой шестидесяти – c конца 1757 по апрель 1772 года. Этот срок оказался решающим для художественной карьеры Эриксена: здесь, при Императорском дворе, его талант портретиста проявился в полной мере, здесь художник осуществил свои самые смелые мечты. Имя Эриксена навсегда связано с началом царствования Екатерины Великой, его кисти принадлежат лучшие портреты первых десяти лет её правления. Особая отстраненная манера датского живописца, умение поставить изображаемого правителя на недосягаемую высоту при почти полном отсутствии привычных аллегорических деталей, простота и четкость композиции – всё это импонировало царственной заказчице, которая предпочитала новые эстетические веяния, пришедшие на смену перегруженности барокко.
Назначение Эриксена придворным портретистом открыло ему доступ к персоне государыни и окружавшим её лицам. Ему поручались самые ответственные заказы двора. Выставка рассказывает не только и не столько о художнике, сколько о раннем этапе екатерининской эпохи, с ее маскарадами, царившими как в бальных залах, так и в жизни.
Достаточно вспомнить изображения графа Григория Орлова в кавалергардской форме, так напоминающей его «карусельное» облачение, или портрет Екатерины II в так называемом русском, или славянском, платье, в роли заботливой матери своего народа. В этом смысле можно сказать, что Эриксен сумел доказать, «что художник так же нужен двору, как и исторический живописец».
На экспозиции собраны картины, рисунки, гравюры, скульптуры, миниатюры, медали и предметы декоративно-прикладного искусства из десяти музеев и частных коллекций России, относящиеся к русскому периоду жизни Эриксена. Некоторые ранее не были известны, другие – специально отреставрированы к выставке и дают возможность увидеть художника по-новому. Ему часто приходилось повторять свои произведения, особенно это касалось заказов, поступавших от императрицы Екатерины II, которая украшала ими дворцовые интерьеры и использовала как дипломатические подарки. Так, он не менее четырех раз повторил портрет Екатерины II в коронационном платье, в большом формате – для датского, английского и прусского дворов, а также для Академии художеств. Он дважды писал Екатерину II верхом в дни переворота – два огромных полотна (каждое почти 14 квадратных метров) для зимней резиденции в Петербурге, и для Тронного зала в Петергофе. В то же время он создавал копии меньшего размера, среди которых исполненный на меди карусельный портрет графа Григория Орлова (ныне в собрании ГМИИ имени А. С. Пушкина). Нередко художник возвращался к созданному ранее типу портрета, чтобы переписать его, добавив новые, более высокие знаки отличия (портрет П.И. Панина).
Большое количество копий, как авторских, так и выполненных другими художниками, порождает много атрибуционных вопросов. Только помещенные рядом картины позволяют лучше увидеть индивидуальный художественный почерк мастера, выявить его манеру. Этим объясняется наличие схожих произведений, иногда отличающихся лишь размером.
Особый интерес на выставке вызывает раздел, посвященный Карусели. Образцом для всех служила Карусель, устроенная Людовиком XIV в честь рождения дофина, запечатленная в гравюрах, сопровождаемых обстоятельными описаниями Шарля Перро. В 1766 году в Санкт-Петербурге состоялось грандиозное праздничное представление, вошедшее в историю как Великолепная Карусель, – турнир-состязание в искусстве верховой езды и ловкости с участием богато убранных повозок. В программу входили выступления конных и пеших кавалеров в роскошных одеждах, на колесницах, разделенных на группы («кадрили»), каждая из которых представляла какую-то «нацию». Память о Карусели хорошо сохранилась благодаря мемуарам и письмам современников, произведениям медальерного искусства, и, конечно, благодаря портретам братьев Орловых кисти Вигилиуса Эриксена.
Известно, что художнику были заказаны портреты кавалеров и дам в карусельных костюмах, из них до нашего времени дошли только два: Григория и Алексея Орловых. Во времена Екатерины II они находились в галерее Эрмитажа вместе с ее конным портретом в гвардейском мундире. Впечатляющий триптих напоминал о бурных днях государственного переворота 1762 и грандиозном зрелище 1766 года.
Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Государственным Русским музеем, ГМЗ «Царское село»; ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственным историческим музеем, ГМЗ «Московский кремль», Государственной Третьяковской галереей, Российским государственным историческим архивом, Москва.
Экспозиция подготовлена Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (заведующий Отделом – С. О. Андросов). Куратор выставки – Елизавета Павловна Ренне, заведующая Сектором живописи и скульптуры, кандидат искусствоведения.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2022, 244 с.). – это первая монография о датском художнике Вигилиусе Эриксене. Автор текста: Е. П. Ренне. О художнике, и о картинах, написанных им в Дании до отъезда в Петербург и после возвращения на родину, известно очень мало. В книге впервые собраны вместе известные и недавно атрибутированные произведения Эриксена, рассказ о которых тесно переплетается с историческими событиями и биографиями прославленных государственных деятелей, военачальников, дипломатов, портретируемых художником. Издание снабжено большим количеством иллюстраций, впервые так полно представляющих этого своеобразного мастера.
Биография художника.
Вигилиус Эриксен родился 2 сентября 1722 года в Копенгагене, в семье корабельного мастера Нильса Эриксена и Марии Одерс. Заметив склонность мальчика к рисованию, его отдали на обучение к художнику немецкого происхождения Иоганну Саломону Валю (1689–1765), в доме которого он с тех пор жил и чье влияние, безусловно, сказалось на его сдержанной манере.
В 1755 году в Копенгагене Королевской Академии художеств состоялся первый конкурс на золотую медаль. Эриксен, ранее не пробовавший свои силы в историческом жанре, потерпел в нем неудачу. Не видя для себя перспектив в Копенгагене, он отправился в Санкт-Петербург, где застал еще императрицу Елизавету Петровну и успел написать ее портрет. Сумев сгладить возрастные изменения во внешности, которые болезненно переживала царица, художник передал, по словам Якоба Штелина, «большое сходство». Это его качество оценила Екатерина II, доверявшая портретисту самые ответственные работы – от крошечных миниатюр для жалованных портретов, заключенных в драгоценные алмазные рамки, до огромных полотен, таких как ее портрет верхом в гвардейском мундире во время переворота 1762 года.
Эриксен создал несколько ставших хрестоматийными иконографических типов Екатерины II: в трауре, перед зеркалом, в коронационном платье, в русском костюме. Некоторые неоднократно повторялись им самим, копировались другими художниками и тиражировались в гравюре, как и портрет ее сына наследника престола великого князя Павла Петровича, что свидетельствует о популярности работ Эриксена. В то же время живописец, загруженный царскими заказами, писал портреты сподвижников Екатерины: ее фаворита Г. Г. Орлова и его брата А. Г. Орлова, государственных деятелей, военачальников и дипломатов, Н. И. Панина, П. И. Панина, А. М. Голицына, К. фон Сальдерна, – а также своих петербургских друзей и знакомых: А. Лесток, А. Шумахера, А. Ф. Бюшинга. В его работах отразился дух первых лет правления Екатерины Великой с ее торжествами и грандиозными костюмированными праздниками, которые императрица устраивала не только ради забав и «моциону». Заботясь о славе своей и государства, она зачастую придавала им политическое значение, стараясь соединить «приятное с полезным», воспламенить «похвальное стремление к геройским подвигам», как это было во время Великолепной Карусели.
Эриксен считал, что в задачу портретиста входит нечто большее, чем передача сходства. «Портрет – единственное занятие, которое меня интересует, в связи с чем я надеюсь в будущем встать в ряды если не самых знаменитых, то, по крайней мере, наиболее известных и уважаемых», – писал Эриксен еще в 1755 году. Россия предоставила ему такой шанс. Пятнадцать лет, проведенные при русском дворе, сыграли в его судьбе решающую роль. Эриксен занялся любимым делом и получил признание, но самое главное – его портрет императрицы верхом в гвардейском мундире, справедливо можно назвать исторической картиной.
Как и многое в биографии Эриксена, причина его отъезда в Данию остается неясной. Он вернулся в Копенгаген к лету 1772 года с репутацией придворного художника российской императрицы. О его произведениях в датской столице знали по гравюрам. Подтверждением его блестящей карьеры в России был коронационный портрет Екатерины II, посланный в 1767 году датскому королю и находившийся во дворце Кристиансборг. Не удивительно, что вскоре Эриксен получил место придворного портретиста и заказ теперь уже бывшей благодетельницы на исполнение портретов вдовствующей королевы Юлианы Марии и ее сына Фредерика для галереи современных монархов в одном из дворцов, позднее получившего название Чесменский. При Николае I бо́льшую часть портретов переместили в Английский дворец, после бурных событий начала XX века вместе с другими картинами в Эрмитаже оказался только портрет принца-регента, а портрет королевы Юлианы Марии, считающийся лучшим в области репрезентативного портрета 1770-х в Дании, попал в 1934 году в Государственный музей искусств в Копенгагене.
Эриксен скончался он 21 мая 1782 года в собственном доме на ферме Рунгстедгорд, Дания.