Родион Гудзенко.
В Галерее современного искусства «Санкт-Петербургского Центра книги и графики» откроется персональная выставка произведений ленинградского художника Родиона Гудзенко. А также состоится презентация книги, посвященной этому автору, изданной в рамках проекта Исаака Кушнира «Авангард на Неве». В серии книг проекта «Авангард на Неве» выпущено более сорока альбомов неформального искусства Ленинграда – Санкт- Петербурга 1960—1980-х годов.
Родион Гудзенко (1931 – 1999) был другом и единомышленником легендарного круга художников, называвших себя ОНЖ (Орден Нищенствующих Живописцев), а в историю российского искусства ХХ века вошедшего под именем "Арефьевский круг". В конце 40-х годов он и его друзья художники Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Валентин Громов, Владимир Шагин образовали самый ранний очаг неофициального искусства в послевоенном Ленинграде. Художники проповедовали живой художественный поиск и свободу самовыражения в тисках самого сурового советского времени – сталинскую эпоху. Героически не желая считаться с рамками социалистического реализма советского искусства, они предпочли сытой безликой успешности официоза бедность и честность подпольной недозволенности.
Жизненный и творческий путь Родиона Гудзенко складывался не просто. В три года остался без матери, в десять лет беспризорничал и воевал на фронте сыном полка, был детдомовцем. В СХШ нашел круг друзей единомышленников, но был исключен за формализм, что вело к социальной отверженности и художественному подполью. «Салоном отверженных» была коммунальная комнатка поэта Роальда Мандельштама, который оказал большое влияние на своих друзей - художников. Родион Гудзенко был ближайшим другом поэта и после его ранней смерти стал одним из хранителей и пропагандистов его творчества.
В 1956 г. Родион Гудзенко получил срок за то, что «осуждал ограничение свободы в искусстве, существующее в СССР». Вменялось в вину и то, что мечтал попасть во Францию. Один из забавных способов побега ему всерьез инкриминировался на суде: «купить 1000 презервативов, надуть их водородом и, как на воздушном шаре, лететь во Францию, обложившись подушками от пуль пограничников» (цитата из судебных протоколов).
В заключении Родион Гудзенко познакомился с удивительными людьми, такими как писатель Даниил Андреев. С ним он переписывался, о нем написал опубликованные воспоминания «Слово о Данииле Андрееве». Письма сохранились в архиве семьи Гудзенко.
В лагере художник принимает крещение и на протяжении жизни пишет много работ на религиозную тему.
Родион Гудзенко посвятил серию картин и скульптур своей супруге, балерине, Галине Леонидовне. Когда она была на гастролях, то, на удивление и зависть всем девушкам, получала оригинальные письма от Родиона, написанные на сорванных с дерева листьях с приклеенной маркой. А его рисунки на конвертах и карточках можно назвать открытием мейл - арта в России.
В искусстве Родион Гудзенко легко проявлял себя в разных областях: в живописи, графике, скульптуре, декоративно – прикладном искусстве, фотоискусстве, литературе.
Творческое наследие художника представляет собой уникальную, в целом не изученную страницу отечественного искусства. На выставке будут представлены работы художника, охватывающие период с 40-х до 90-х годов, включающих живопись, графику и скульптуру из частных собраний России и США. Экспозиция выставки позволит представить более широкий исторический и культурный контекст второй половины ХХ века.
Присутствующий в творчестве художника дух времени, отрывки из произведений друзей художника: поэта Роальда Мандельштама и музыканта Геннадия Гольдштейна, раритетные вещи, документы, письма и фотографии, интересные видео, использованные в оформлении выставки, создадут эмоциональное погружение зрителя в атмосферу того времени и пространства. Выставка ставит целью привлечь внимание любителей искусства к одной из интересных индивидуальностей Ленинградской живописи и графики второй половины ХХ века.