Выставка «Рисуя блокаду».

Я.О. Рубанчик. Пр. Маклина, пустырь у сгоревшего дома и свалка кроватей из разбомбленных домов. 1942. Бумага, чернила, акварель.
Я.О. Рубанчик. Арфа сломана, аккорд еще рыдает... 1942. Бумага, акварель, карандаш, тушь.
Я.О. Рубанчик. Страшный февраль 1942 года. Бумага, чернила.
Я.О.Рубанчик «Они  не пройдут!!!» Сентябрь 1941. Бумага, карандаш, чернила.
Я.О. Рубанчик.  Воскресенье, 6 сентября 1941 года, первая бомбежка на Старом Невском. Бумага, карандаш, чернила.
Я.О.Рубанчик Сугроб. 12 февраля 1942 Бумага, карандаш, чернила.
13.	Я.О.Рубанчик Страшный февраль Из дневника «Ленинград в дни Отечественной войны». Февраль 1942 (?) Бумага, карандаш, чернила
Я.О.Рубанчик Сумерки. Над площадью Искусств заколыхался заградитель. 2 ноября 1941 Бумага, чернила.
Выставка представляет коллекцию блокадных рисунков ленинградского архитектора Якова Осиповича Рубанчика.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 27 января, 2021 (Весь день) по воскресенье, 28 февраля, 2021 (Весь день)
Адрес: 
Петропавловская крепость
Комендантский дом
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Петропавловской крепости, в выставочных залах Комендантского дома открывается выставка «Рисуя блокаду. Дневник архитектора Я. О. Рубанчика. 1941-1944», которая представляет коллекцию блокадных рисунков ленинградского архитектора и художника Якова Осиповича Рубанчика из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вход на выставку – свободный

Яков Осипович (Иосифович) Рубанчик родился в Таганроге в 1899 году. В начале 1920-х годов приехал в Петроград. По окончании архитектурного факультета Высшего художественно-технического института в 1928 году получил звание художника-архитектора. Принимал участие во многих архитектурных конкурсах в Ленинграде, Кронштадте, Москве, Таганроге, Одессе и получил более трех десятков премий. По его проектам возведены жилые и общественные здания в Ленинграде. Совместно с архитекторами А. К. Барутчевым, И. А. Гильтером и И. А. Меерзоном участвовал в разработке проектов и постройке зданий для фабрик-кухонь в различных районах города.
Во время Великой Отечественной войны Рубанчик вместе с семьей остался в осажденном Ленинграде. В первые военные месяцы участвовал в строительстве оборонительных рубежей города, маскировке административных зданий, промышленных, транспортных и военных объектов. Весь период блокады работал в Отделе охраны памятников Управления по делам искусств Ленсовета, занимавшимся организационными и практическими мероприятиями по сохранению архитектурных и скульптурных памятников города. В ноябре 1941 года при непосредственном участии Рубанчика были сняты с постаментов и закопаны в специальных укрытиях знаменитые скульптурные группы Аничкова моста. В это же время архитектор приступил к обмеру зданий Пажеского корпуса (бывший Воронцовский дворец, архитектор Ф. Б. Растрелли) и Мальтийской капеллы (архитектор Дж. Кваренги). Завершена работа была в 1943 году, ее итогом стала серия обмерных чертежей, которые в случае разрушения или повреждения этих памятников архитектуры могли служить основой для их воссоздания.
Как архитектор, принимающий участие в работах по маскировке и укрытию памятников культуры Ленинграда, Рубанчик имел официальное разрешение делать зарисовки. День за днем художник фиксировал жизнь блокадного Ленинграда. Сделанные им с натуры графические листы имеют огромную документальную ценность. В них, острый взгляд художника подметил страшные детали повседневной жизни осажденного города, оставшиеся за кадром широко известной блокадной фото- и кинохроники, о которых мы узнаем только сейчас из недавно открытых и опубликованных дневников и мемуаров. В общей сложности за время блокады Рубанчик создал 330 работ.
С 1944 года Рубанчик работал в мастерской института «Ленпроект», разрабатывал проекты застройки новых районов города: Выборгского, Калининского, Московского.
20 декабря 1948 года архитектор скончался в Ленинграде и был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
На выставке в Петропавловской крепости можно увидеть 143 блокадных рисунка художника из серии «Ленинград в дни Отечественной войны. Дневник архитектора-художника Я. О. Рубанчика».
Художник запечатлел работы по укрытию памятников архитектуры и скульптуры, строительство оборонительных сооружений, начало бомбежек и артобстрелов города, первые человеческие жертвы. Голод и холод, наступившие уже поздней осенью 1941 года и повлекшие за собой гибель сотен тысяч горожан. Стойкость и мужество ленинградцев, проявившиеся в их поистине героических усилиях по очистке города от снега, мусора и нечистот весной 1942 года, а затем и в развернувшейся по всему городу массовой огородной компании. Подготовку к операции по снятию блокады Ленинграда. Последний лист серии посвящен малоизвестному факту, он изображает публичную казнь через повешение восьми немецких военнослужащих, состоявшуюся на площади перед кинотеатром «Гигант» 5 января 1946 года.
Рисунки выполнены пером, чернилами, графитными и цветными карандашами. На каждом стоит точная дата создания. Большинство листов сопровождается авторскими подписями, лаконичными, но очень образно и эмоционально комментирующими изображения.
Также в экспозиции демонстрируются листы из серии «Расстрелянный Растрелли»: зарисовки разрушенных дворцов в пригородах Ленинграда, которые архитектор выполнил сразу после освобождения города от фашистской блокады.

Материалы из архива: