Монолог в честь раковины.
В зале № 307 (Синяя спальня) Зимнего дворца открыта выставка «Монолог в честь раковины». На экспозиции представлено более 150 предметов декоративно-прикладного искусства, охватывающих период с глубокой древности (IV тыс. до н.э.) и до наших дней из коллекции Государственного Эрмитажа.
Раковины с древних времен играли важную роль в жизни человека – в быту, религии, обрядах. С развитием религиозных представлений они стали наделяться определенным символическим смыслом, в чем-то единым у разных народов и религий, и в то же время в чем-то существенно отличающимся. Единство обусловлено местом обитания раковин и их формой – символом водной стихии, женственности. Кроме того в разные времена и у разных народов раковины использовались в качестве денежного эквивалента, так, например, в странах Африки «ракушечные деньги» имели хождение почти до XX века.
Цель выставки – показать насколько привлекательно оказалось для человека это удивительное творение природы, и как оно в руках искусного мастера превращалось в произведение искусства. Коллекция Эрмитажа позволяет увидеть раковину в разных ее ипостасях – в качестве талисмана, оберега, украшения стола и просто ценного материала для ювелиров, резчиков камей.
С XVI века привозимые из южных морей наутилусы и раковины турбо очищали до перламутрового слоя, и ювелиры помещали их в драгоценные оправы. Эти высоко ценимые изделия украшали королевские и царские сокровищницы, кабинеты и кунсткамеры любителей редкостей. Раковины каури, тридакны, турбо привлекали ювелиров богатством и изысканностью цветовой гаммы, приятной тактильностью. Из них создавали табакерки, пороховницы, разного рода коробочки. Раковины рог тритона, турбинела рапа во многих странах использовались в качестве музыкальных ритуальных инструментов, сигнальных труб, охотничьих рожков. Пластичная и красивая форма раковины давала большие возможности для интерпретации ее при создании кубков, фонтанов, настольных украшений.
Открывают выставку экспонаты первой половины IV тыс. до н. э. - раковины, найденные во время археологических раскопок в разных ареалах Евразии. Они служили статусными украшениями и оберегами, то есть несли определенную символическую нагрузку.
Со временем раковины стали использоваться как материал для резчиков гемм. На выставке экспонируются роскошные изделия золотых и серебряных дел мастеров XVI – XVII веков, в которых раковина дополнена образами, связанными с водной, морской стихией. Это «пенорожденная» Афродита, повелитель морей Посейдон, тритоны, нереиды и гиппокампы, дельфины и черепахи.
В эпоху рококо мастера делали изящные табакерки, шкатулки, флаконы в виде раковин из разнообразных материалов – фарфора, поделочного камня, золота и серебра, обогащая их резьбой, яркими эмалями, росписью.
Тема раковины, ее форма привлекала художников разных специальностей на протяжении столетий. Завитки рокайлей, основанные на форме раковины, стали одним из основных декоративных мотивов стиля рококо середины XVIII века, идеи которого активно разрабатывались художниками и в XIX веке, создавшими так называемый – стиль морского рококо - «marina rococo style». Они были главным декоративным мотивом стиля неорококо.
Современные мастера также обращаются к раковине, видя в ней изысканный материал для создания художественных образов, или воспроизводя ее в разных материалах.
Куратор выставки - Марина Николаевна Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором художественного металла и камня Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.