Хождение за три моря.
Индия — не чужбина, а родная сестра России.
Н. К. Рерих.
Что такое Индия для нас, родившихся и выросших в России? Монотонное звучание мантр и дым благовоний? Или цветной шёлк сари и мелодии Болливуда? Яркие сувенирные фигурки с головой улыбающегося слонёнка – или прекрасное в своей молчаливой суровости каменное изваяние Шивы в Гурдешваре?
А может быть, пряный запах карри? Или шорох сотен пожелтевших страниц, приятная тяжесть книги в руках – «Рамаяна», «Махабхарата», «Ригведа»? Или силуэт Тадж-Махала на фоне закатного неба? Или снег на склонах Гималаев?
Индия многолика, как её боги. И каждое лицо – настоящее.
Порой, кажется: Россию и Индию разделяет полматерика, и нашим мирам негде соприкоснуться. Слишком далёко – во всех смыслах. Но стоит взглянуть с другого угла, и картина изменится. Вспомнится вдруг тот самый болливудский фильм, который мы, затаив дыхание, смотрели в детстве. Вкус чая заставит увидеть залитые солнцем плантации. Далёкое окажется на расстоянии вытянутой руки – если только мы действительно протянем к нему руку.
Первым из соотечественников, кто попытался установить связь с далёкой неизвестной страной, был русский купец и путешественник Афанасий Никитин, посетивший Индию в XV веке, более чем за 25 лет до Васка да Гамы, и оставивший путевые заметки о своем странствии «Хождение за три моря». Одноименная выставка в ознаменование 70-летней годовщины установления дипломатических отношений между Россией и Индией (2017 г.) и года двустороннего туризма (2018 г.) собрала работы 26 современных художников.
Многие из авторов действительно побывали в Индии, погрузились в самобытную атмосферу, совершили восхождения на горные вершины и паломничества по святым местам. А для кого-то из участников Индия пока остается недостижимой мечтой, тайной, будоражащей воображение, и они представляют ее через призму восприятия русского человека, соединив теоретические знания и собственные фантазии на своих полотнах.
Прекрасные лица мужчин и женщин, слоны и священные коровы, роскошь и нищета, глубокая религиозная философия и древнейший эпос, иллюстрации к современным книгам и балету «Баядерка», притягательные танцовщицы в изысканных нарядах, застывшие в сложном танце, величественный Тадж-Махал, укротители кобр и птицеловы, экзотические пейзажи – всё это сюжеты, воплотившиеся в живописи, графике, эмали. Особую атмосферу экспозиции придают произведения декоративно-прикладного искусства – текстильные панно, выполненные из настоящих индийских тканей. Яркая, нарядная выставка предстает перед зрителем во всем своем великолепии. И этот тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, ведь как писал индийский поэт и писатель Рабиндранат Тагор: «Язык слов может выразить лишь определенный аспект Истины, тогда как язык живописи (а в данном случае можно смело сказать, язык изобразительного искусства в целом) находит свою область в Истине там, куда нет доступа словам.
Участники выставки: Дмитрий Анопов, Валентина Анопова, Ольга Батурина, Виктор Борисов, Ольга Гончаренко, Олег Гречкин, Лев Дутов, Людмила Кирсанова, Олег Лебедев, Андрей Левитин, Светлана Лядова, Аися Малина-Лаптева, Валерий Миронов, Наталия Михальчук, Анна Опарина, Анатолий Рыбкин, Татьяна Сапёлкина, Татьяна Соловьева-Домашенко, Виктор Татаренко, Людмила Уральская, Людмила Успенская, Вадим Хохлов, Виталий Цилиакус, Лариса Чубарян, Ольга Шевченко, Сергей Яшманов.
Татьяна Плужник, Галина Тимофеева.