Зачем нам два глаза.

Музыкальный дуэт. Неизвестный автор, Российская империя, 1910-е.
Сцена из оперы Лесная лань Коньяра. Неизвестный автор, 1870-е. Париж (Франция).
Ледник. Неизвестный автор, 1900-1910-е.
Сызранский (Александровский) мост через Волгу. Тюменев И.Ф., Самарская губерния, 7.06.1900.
Фотограф Иван Руковичников с детьми Анатолием, Людмилой и Евгением. Рукавичников И.Я., Российская империя, 1908.
Лыжники. Неизвестный автор, Финляндия, начало 1910-х.
Полная луна. Неизвестный автор, 1899.
Выставка представляет профессиональную и любительскую стереофотографию с 1870 по 1930 год.
Дата и время мероприятия: 
с пятница, 17 ноября, 2023 (Весь день) по воскресенье, 14 января, 2024 (Весь день)
Адрес: 
Большая Морская, 35
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

РОСФОТО покажет 3D фотографию XIX века.
Выставка «Зачем нам два глаза?» представляет профессиональную и любительскую стереофотографию с 1870 по 1930 год. На экспозиции можно увидеть оригиналы и увеличенные копии. Большую часть изображений можно также посмотреть через стереоскоп.
Проект обращается к трем мотивам, связанным со стереофотографией: физиологическим свойствам зрения, массовой культуре XIX века и любительской фотографии.
Стереофотография способна создавать иллюзию объема и глубины пространства. Основой для этого эффекта послужил феномен бинокулярного зрения человека. Чтобы достичь эффекта объемной картинки, необходимо было создать два изображения – для левого и правого глаза. Для этого снимали не одну, а сразу две фотографии на небольшом расстоянии друг от друга.
Название выставки повторяет слоган с плаката о стереофотографии 1920 года «Зачем нам два глаза?» (в оригинале — Why do we have two eyes?). Разговор про стереоизображения — это одновременно разговор об анатомическом устройстве зрения, поскольку, задаваясь вопросом, как это работает, мы спрашиваем себя о том, как мы видим в принципе.
Вызываемая стереофотографиями иллюзия объема связана с эффектом присутствия в другом пространстве: зритель оказывается в далеких странах или за обедом в гостиной чужого дома. Это «перемещение» было особенно удивительно для современников первых стереоизображений в конце XIX — начале XX века. До изобретения «синематографа», когда дальние путешествия могли себе позволить очень немногие, стереофотография являлась важным источником впечатлений и знаний о мире и пользовалась большой популярностью.
Интерес публики предопределил коммерческий успех технологии на рынке: тиражные стереофотографии стали быстро распространяться повсюду, становясь «телевизором XIX века» — явлением массовой культуры. Одновременно популярность повлияла на сюжеты и визуальный канон стереофотографии — это привлекательное изображение с любопытной историей или серия на актуальную тему. Среди тематических коллекций можно найти видовые съемки, постановочные жанровые сцены, эротику и, например, зарисовки Русско-японской войны.
Новая технология ставила для фотографов новые художественные задачи: как применяются правила композиции, если мы говорим об изображении, существующем в трехмерном пространстве? Часто не слишком выразительный снимок на бумаге оживает в стереоскопе и, наоборот, интересная композиция ничего не приобретает от появившегося объема.
На противоположной стороне находится любительская стереофотография. Поскольку стереоаппаратура часто была дешевле и проще в обращении, чем профессиональная фототехника, стереокамеры пользовались большой популярностью для любительской съемки.
Среди жанров любительской стереофотографии можно встретить портреты членов семьи, групповые снимки, зарисовки из повседневности. Они практически не отличаются от любительской фотографии этого времени, поскольку внимание автора фокусируется на запечатлении членов семьи для истории вместо разработки нового визуального языка и творческих экспериментов. Тем не менее среди любительской стереофотографии есть немало интересных примеров, обладающих несомненной художественной ценностью, к тому же, в отличие от тиражных изображений, они часто существуют в единственном экземпляре.
Стереофотография переживет с момента изобретения периоды спада и подъема популярности, станет во многом предвестником появления трехмерной графики в кинематографе, будет применяться в науке и медицине.
Сейчас можно уверенно говорить о том, что это интереснейший период в истории становления фотографии, повлиявший на развитие ее визуального языка.

Материалы из архива: