Православие в Святой Земле.
В залах третьего этажа Зимнего дворца представлена выставка «Православие в Святой Земле. Альфа и Омега», организованная Государственным Эрмитажем при участии Государственного музея истории религии, Петербургского филиала Архива Российской академии наук, Института русской литературы (Пушкинский дом), Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.
Экспозиция знакомит с уникальными материалами, связанными с культурой Святой Земли: живописными палестинскими иконами, серебряной Голгофой XVIII века, редкими перламутровыми резными крестами и иконами, альбомами-гербариями цветов и трав Святой Земли, рисунками и гравюрами художников XIX века посещавших Иерусалим и Палестину, фотографиями XIX века и работами современных художников-фотографов.
Открывают выставку живописные иконы «Проскинитариев» и «Топография Святой Земли», которые по своей структуре являются своеобразным прообразом видовой фотографии, что позволило включить в состав выставки современные произведения эрмитажных художников-фотографов Юрия Молодковца и Валерия Зубарова.
В составе выставки – иллюстрации Марка Шагала к Библии. Двухтомное издание Библии включает 105 гравюр на металле (их создание было начато в 1931 году по заказу издателя Амбруаза Воллара, но завершено лишь спустя двадцать пять лет). Это одна из крупнейших графических серий художника, сыгравшая ключевую роль во всем его творчестве. Долгое время отсутствие «Библии» оставалось самой досадной лакуной эрмитажного собрания книг Шагала. Художник, в начале 1980-х годов подаривший музею девять изданий (еще два были переданы после его смерти, в 1987 году), не захотел включить «Библию» в их число: по рассказам очевидцев, он сослался на то, что она все равно не сможет экспонироваться из-за своей тематики. Восполнить этот пробел удалось лишь сейчас, благодаря усилиям известного петербургского коллекционера Марка Башмакова, на протяжении нескольких лет постоянно сотрудничающего с Эрмитажем.
Представленная на экспозиции серебряная Голгофа, XVIII века, заказанная князем Григорием Потемкиным, представляет собой сосуд для хранения Святых Даров – хлеба и вина, символизирующих Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения верующих. Более традиционной для православных дарохранительниц является форма храма, данная же имеет вид Голгофы – горы, где Иисус Христос был распят. В нижней части композиции мастер объединил две евангельские сцены – Положение во гроб и Оплакивание. Композицию венчает фигура Саваофа со сферой в руках.
Одно из драгоценных подношений Иерусалимского патриарха в праздник Пасхи 1910 года наследнику российского престола Великому князю Алексею Николаевичу − резная перламутровая икона «Вознесение Христово» со святыми частицами от Гроба Господня и Голгофы. Это исполненная православными арабами (мелькитами) – Бишар Исса Иль Зугби, его братом Иосифом и сыном Гавриилом, в традиции местной художественной школы, многофигурная композиция с центральной сценой Воскресения, новозаветными сюжетами в клеймах – Благовещением, Рождеством, Поклонением Христу, и изображениями Российского герба и герба Иерусалимского Патриархата. Мастера использовали сложные технические приемы резьбы от низкого рельефа до накладного горельефа, гравировки и мозаичного набора геометрического орнамента.
«Снятие с креста» − уникальная икона критского иконописца Манолиса Бетинакиса, созданная им в дар Государственному Эрмитажу в 2014 году. Особенность образов, создаваемых Бетинакисом, – глубочайшая духовность, сосредоточенность и строгость в сочетании с яркой, насыщенной цветом палитрой. Иконописец родился в Ираклионе в 1946 году в семье священника и с ранней юности начал учиться основам иконописи. Вся его жизнь была постоянным и неустанным трудом, а опорой – семья, разделяющая с ним и тяжесть болезни, и радость спасительного труда. Он был почти лишен способности передвигаться и дышать без помощи специального аппарата, но работал каждый день по 5-6 часов – вопреки болезни и обстоятельствам, вопреки всему, что обычному человеку кажется непреодолимым.
Куратор выставки - Юрий Александрович Пятницкий, старший научный сотрудник Сектора Византии и Ближнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.