Трагические сюжеты в графике Франсиско Гойи.

Даты проведения: 
с 19 октября 2012 по 12 января 2013
Адрес: 
Дворцовая площадь дом 6/8
Санкт-Петербург
Россия

В Главном штабе открыта выставка работ величайшего испанского художника XVIII – XIX веков Франсиско Гойи (исп. Francisco Jose de Goya y Lucientes). На экспозиции представлено 40 графических листов из собрания Государственного Эрмитажа – офорты из четырех разных серий и несколько рисунков, выполненных литографским карандашом.
Большое количество работ относится к первой графической серии Гойи "Капричос" (исп. Los Caprichos – причуды). Это цикл гравюр на политические, социальные и религиозные темы, в которых нашли свое отражение многие злободневные проблемы Испании того времени: нищета, власть инквизиции, темнота и суеверие народа, человеческие пороки. Все листы серии имеют подписи и комментарии, которые в основном имеют истоки в фольклоре, народных испанских поговорках, пословицах, песнях. В гравюрах этой серии трагедия переплетается с фарсом, красота с уродством, реальный мир с вымышленным, населенным фантастическими образами дьяволов, ведьм, колдунов, козлов, летучих мышей, огромных кошек, ослов в камзолах. На экспозиции показан один из самых известных офортов серии "Капричос" – "Сон разума рождает чудовищ".
Причудливых чудовищ "Капричос" сменяют образы серии "Бедствия войны" (исп. Los Desastres de la Guerra). Если в "Капричос" Гойя пользовался гротеском и аллегорией, то в "Бедствиях войны" преобладает реальный мир, полный страданий и горя. Эта серия была посвящена не противостоянию воюющих армий, а борьбе испанского народа с французским нашествием. Гойя показывает жестокие пытки, карательные экспедиции, расстрелы и казни, тела погибших (как на листе 26 под названием "Не могу видеть это").
В работах Гойи отклик находили важнейшие события испанской истории рубежа XVIII-XIX веков. Мрачные сцены страданий, лишений и ужаса были знакомы автору, который пережил время кратких прогрессивных реформ при Карле III, героическую борьбу народа Испании с наполеоновским нашествием, а также две испанские революции начала XIX столетия.
Событиям, последовавшим за поражением революции, Гойя посвятил свою последнюю, самую зашифрованную графическую серию "Глупости" ("Пословицы", исп. Disparates). Эти композиции, включенные в выставку, полны гротеска и аллегорий, крупные фигуры практически заполняют все пространство листа, их пропорции искажены, а уродство преувеличено.
В графике Гойи тема борьбы была связанна не только с политическими и социальными потрясениями. Художник неоднократно обращался в своих работах к национальному испанскому зрелищу – бою быков. Серия получила название "Тавромахия" (исп. La Tauromaquia – коррида). Гойя стремился показать то, что видел собственными глазами, рассказать о подвигах современных ему тореро, со многими из которых он был хорошо знаком. Коррида была для мастера одним из наиболее ярких образов Испании, сочетающих блеск и трагедию, искусство и безумие, красоту и кровь.
Наряду с офортами экспонируются несколько рисунков Гойи. Несмотря на то, что они не принадлежат к определенной серии, их объединяет общая тема – человеческое страдание.
Трагические мотивы, которые особенно преобладали в произведениях Франсиско Гойи в последний период его жизни, отражали всю сущность происходящего с его родиной. Часто прибегая к преувеличению, гротеску и аллегории, художник выработал собственный выразительный и эмоциональный язык, который столь точно помог ему передать все события, свидетелем которых он стал.
Куратор выставки – Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: