Под сенью креста.

Даты проведения: 
с 23 сентября 2011 по 28 января 2012
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

В Государственном Эрмитаже в рамках Года Италии в России и Года России в Италии открылась выставка из собрания крупного миланского коллекционера Джованни Кова Минотти "Под сенью креста. Западноевропейские кресты и распятия VIII - XIX веков". Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Министерством культурного достояния и деятельности в сфере культуры Итальянской Республики, областью Ломбардия, муниципалитетом г. Милана при содействии Посольства Итальянской Республики в Российской Федерации, Генерального консульства Итальянской Республики в Санкт-Петербурге, Итальянского института культуры в Москве, Ассоциации Ротари-Милан Монфорте.
Экспозиция из сорока алтарных и процессионных крестов и распятий включает произведения различных стран, среди которых преобладают регионы Италии.
Самым ранним является византийский серебряный крест VIII века, простой по форме и украшенный только полудрагоценными камнями, без каких-либо фигурных изображений.
В более поздних памятниках центральное место занимает фигура распятого Христа, а декорировка распятий становится сложнее и разнообразнее: слоновая кость, бронза, дерево. Справа от изображения Спасителя помещается изображение Мадонны, слева - апостола Иоанна, а на оборотной стороне чаще всего изображается Христос Вседержитель, окруженный апокалиптическими символами евангелистов: Льва - Марка, Орла - Иоанна, Быка - Луки, Ангела - Матфея. Иногда к этим изображениям прибавляются и другие образы. Такая иконография связана с основной идеей христианства: смертью Христа во имя спасения рода Человеческого. В романский период (XI - XIII века) эти фигурные изображения еще достаточно грубы и даже примитивны. Для романского художника важны не правдоподобие деталей и точность передачи, а наиболее яркое воплощение идеи. Среди выразительных серебряных рельефов, украшающих крест XI века, помимо фигур строго канонического типа, есть вставка с изображением "облака", внутри которого - условно бесконечное количество открытых глаз, что соответствует изобразительной концепции раннего Средневековья. Интересны по своей технике и иконографии несколько крестов с живописными или эмалевыми вставками. В эпоху Готики (ХШ - XV века) профессиональное умение мастеров позволяет уже шире передать сложность окружающего мира. Фигуры делаются более правильными анатомически, появляются какие-то реалистические черты, открытая эмоциональность заменяется продуманным и тонким изображением сюжета. Основной темой готических распятий являются Страдания, через которые прошел Иисус во имя справедливости и вечной жизни человечества. Редким и необычным является выполненный из золоченого серебра с двадцатью драгоценными и полудрагоценными камнями небольшой крест-реликварий XIII века, внутри которого хранится частица Святого Креста. Среди предметов искусства, представленных на выставке, обращает на себя внимание принадлежащий лиможской школе большой крест-реликварий, который богато украшен эмалями, представляющими сюжеты из Нового Завета; а, также, медный крест с рельефными позолоченными фигурами, украшенный аметистами и лазуритами.
Эпоха Возрождения (XIV - XVI века) привнесла в искусство широкий интерес к окружающему миру, и произведения ювелиров наполнились яркими и живыми деталями, однако фигура распятого Христа продолжала оставаться основным композиционным центром.
Пышность стиля Барокко (XVII - XVIII века) также нашла свое отражение в памятниках религиозного культа, что особенно заметно во все более разнообразных и усложненных формах самого креста и разнообразии используемых для этого материалов. Особую популярность получили изделия из слоновой кости.
Экспозиция "Под сенью креста. Западноевропейские кресты и распятия VIII - XIX веков" дает возможность проследить развитие и увидеть разнообразие этих видов церковных памятников на протяжении двенадцати столетий. Кураторы выставки - Сергей Олегович Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства, доктор искусствоведения; и Марта Яновна Крыжановская, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Материалы из архива: