Города и веси Елены Лихацкой.
Доброе, здоровое начало, увы, все реже встречается в работах современных художников, - сегодняшний мир с его дисгармоничной аритмией больше побуждает к трагическим и болезненным размышлениям творческих людей. Тем чудесней встречать в искусстве таких художников, как Елена Лихацкая, которые вносят в жизнь ноту радостного эстетического сопереживания. Сама художница - красавица и умница, жизнерадостная путешественница, готовая обнять весь мир. Сибирячка, несколько лет проживающая с мужем в Нью-Йорке, но не мыслящая жизни без родины. Друзья в Сибири и других местах России ждут ее каждый год, как перелётную птицу, с новыми впечатлениями и новыми выставками.
И вот, наконец, еще одна выставка - в Санкт-Петербурге, воплощающая две ипостаси западного мира: исторические предместья Парижа (резиденция «Арт-ателье на Сене», близ Фонтенбло) и нью-йоркский Манхеттен. Но, не смотря на такую разницу пространств, произведения Елены доказывают, что мир един, и люди в нем удивительно похожи, и это вовсе не унификация. Разнообразные по характеристикам, непосредственные и симпатично-трогательные, люди в картинах художницы объединены отношением к жизни как к счастливому и удивительному процессу, неизменно доброму и неисчерпаемому. Елена предпочитает многофигурные композиции - своеобразные сценки из жизни, где нет человеческой иерархии, и все персонажи равноценны по значимости.
Яркий и вполне фольклорный язык, органичный для Елены Лихацкой, примыкает к такому направлению, как примитивизм. Надо ли объяснять, что примитив в искусстве не предполагает примитивности мышления? Мнение несведущих в искусстве людей о том, что «так может нарисовать даже ребенок» - абсолютно ложно. Так может мыслить только профессиональный художник, бережно сохранивший в душе непосредственность, чистоту детского мировосприятия, способность соединять реальность и сказку или превращать реальность в сказку.
Фольклорное видение художницы - это не «ложки-матрешки», а сложное переосмысление городского фольклора, детского рисунка и собственной национальной идентичности. В многочисленных жанровых картинах Елены мы не найдем нарочито ряженых «народных» персонажей, - всё это наши современники, всегда современно одетые. В этих персонажах художник ищет не личности, а характеры, очаровательные, простодушные и забавные. Но увиденные сквозь призму фольклорного мировосприятия, они вдруг, становятся универсальными и воплощают не столько людей разных стран, сколько человечество.
Елена Лихацкая - смелый режиссер и хозяйка в своих картинах, в них она сама устанавливает законы. Преображение мира в картинах художницы сказывается во всем. В первую очередь в условности пространства, уплощенного, построенного по вертикали параллельными планами. Декоративность плоскости сохраняется даже тогда, когда очевидны намеки на перспективные сокращения. Архитектурная среда как часть картины подвергается деформациям в пропорциях и формах, и становится подвижной, живой и даже очеловеченной. И цветом и формой она начинает напоминать сказочную, вымышленную архитектуру со своими нестрогими, произвольными масштабами. По законам такого пространства теплыми и уютными выглядят не только камерные постройки, но и французские дворцы и американские небоскребы.
Эмоциональный феномен Лихацкой - цвет. Как ребенок, легко соединяет несоединимые по звучанию оттенки, так и художница создает свое диссонансно-гармоническое звучание, предпочитая открытые цвета, сочетания которых при всей их декоративности образуют сложный, сугубо живописный колорит. Ощущение импровизации создается за счет широкого, размашистого мазка, подвижных, пульсирующих пятен цвета. Активно используются очерченные контуры, то темные, как у Сезанна, то радужные. Иногда скрытый драматизм проникает в эмоциональную ткань картин, но Елена предпочитает выпускать в мир не страхи и комплексы, а симпатию и доброту, поэтому главным качеством ее картин остается беспредельная любовь ко всему многообразию жизненных проявлений и желание, хотя бы в своих картинах, превратить весь мир в добрый счастливый рай.
Елена Безызвестных.