Швейцарские витражи XVI - XVIII веков в собрании Эрмитажа.

Даты проведения: 
с 5 июля 2010 по 4 сентября 2010
Место: 
Эрмитаж
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

Выставка в залах Зимнего дворца (169-173), подготовленная Государственным Эрмитажем, знакомит с искусством витражей Швейцарии XVI-XVIII веков. В экспозицию вошли семьдесят лучших образцов расписных стекол швейцарской школы, которые представляют жанровое и техническое разнообразие эрмитажной коллекции.
Витражи - это оконные стекла, составленные из разноцветных окрашенных в массе кусочков стекла, скрепленных свинцовыми тягами. В период своего возникновения они имитировали мозаики, а в Средние века стали самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. В основе производства расписного стекла лежал графический источник, по которому изготавливался витраж. Мастера эпохи Средневековья рассматривали графические образцы как технический подсобный материал. Когда к концу XV века рисунок стал самостоятельной, независимой сферой приложения творческих сил художника, в качестве авторов проектов для расписных стекол начали приглашать известных живописцев и граверов. В XVI столетии проектные рисунки для витражей исполняли такие знаменитые мастера, как Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас ван Лейден.
Сюжетами для швейцарских витражей служили не только традиционные евангельские и библейские мотивы, но и различные детали жизни людей, что сделало их ценным историческим источником. Не последнюю роль в процессе формирования витражей XVI-XVIII веков сыграла Реформация: возведение крупных пышных соборов практически прекратилось, в связи с чем пропал спрос на большие витражные окна. На смену им пришли небольшие, так называемые "кабинетные витражи", которые могли использоваться для светских построек.
Эрмитажная коллекция включает витражи всех основных типов, выделяемых исследователями, это: иллюстративный витраж, Bildscheibe; гербовый витраж, Wappenscheibe; фигуративный витраж, Figurenscheibe; приветственный витраж, Willkommscheibe; свадебный витраж, Allianzwappenscheibe; витраж со знаменосцем, Bannertragerscheibe; витраж по вступлению в должность, Stifterscheibe; крестьянский витраж, Bauernscheibe; магистратский витраж, Amterscheibe.
Большую часть собрания составляют иллюстративные витражи (тип Bildscheibe), основное изображение которых создано на тему определенного сюжета.
Гербовые витражи (тип Wappenscheibe) в композиционном отношении составляют весьма пеструю группу изображений. Главные элементы их рисунка - гербы, которые зачастую сопровождаются разнообразными фигурами щитодержателей (святых или геральдических животных). Одной из характерных особенностей Швейцарии являлось то обстоятельство, что собственные гербы могли иметь, кроме дворян, все те, кто состоял на государственной службе. Поэтому отличительной чертой витражного искусства этой страны стало введение в композицию живописных стекол атрибутов геральдики. Большое распространение получили расписные стекла с изображениями гербов и знамен городов и областей.
Интересна группа расписных стекол, центральный сюжет которых повторяет одну каноническую сцену: дама в парадном платье подает вооруженному воину кубок. Это так называемые приветственные витражи (тип Willkommscheibe).
Крестьянские витражи (тип Bauernscheibe), в которых на верхней панели, как правило, изображались сцены из сельской жизни, свидетельствуют о происхождении заказчика из среды зажиточных крестьян. Интересным примером "соединения" "приветственного" и "крестьянского" витражей является живописное стекло семьи Видмер. Центральная композиция представлена каноничной парой: женщина подает кубок воину. Следует указать на редкую новацию: рядом с дамой изображены дети. На верхней панели изображен жанровый сюжет с пахотой на волах; на нижней - гербовый щит семьи Видмер и картуш с пояснительной надписью. Серебряный сошник на желтом фоне в поле герба указывает на крестьянское происхождение Видмера, а надпись объясняет, кто изображен на донативном стекле: "Рудольф Видмер из Гренихена и Барбара Мурер его супруга. Яков и Барбара Видмер - его дети. 1617.". Этот витраж относится к типичным "крестьянским" витражам, весьма характерным для старых швейцарских кантонов XVI-XVII веков.
Магистратские витражи (тип Amterscheibe) чаще всего имеют круглую форму, хотя встречаются и прямоугольные экземпляры. В центре композиции помещаются гербы со щитодержателями, а по краю располагаются гербы городов и местностей. Положение Швейцарии, входившей в состав "Священной Римской империи", определяло геральдическое соподчинение гербов, изображаемых на витражах, при котором имперский герб и его атрибуты всегда изображались над гербовыми щитами швейцарских кантонов. Нигде в Европе больше не встречается этот принцип построения геральдических композиций.
Значительная часть швейцарских витражей эрмитажного собрания посвящена иллюстрациям библейских или новозаветных сюжетов. Композиции этих расписных стекол не имеют определенной схемы. Среди них особый интерес представляет "Витраж Якоба Мингера. Христос и Папа". Его композиция организована как противопоставление двух картин на развороте книги. С левой стороны изображены сцены из жизни Христа, справа - из жизни Папы.
Одним из направлений изучения эрмитажной коллекции швейцарских витражей является выяснение истории формирования этого собрания. Первые упоминания о живописных стеклах встречаются в архивных записях Зимнего дворца за 1827 год. В основном это приказы императора Николая I о перемещениях витражей во дворцах или о получении их в качестве подарков. Швейцарскими витражами, некогда входившими в коллекцию Татищева, было украшено центральное окно императорского кабинета в здании Арсенала. В 1886 году император Александр III распорядился передать все фонды Арсенала на хранение в Императорский Эрмитаж. До Первой мировой войны вся коллекция эрмитажных швейцарских витражей была сфотографирована и отправлена в Исторический музей в Берне в качестве подарка тогдашним директором Императорского Эрмитажа графом Д. И. Толстым. В 1918 и 1919 году эрмитажная коллекция швейцарских витражей пополнилась поступлениями из музеев и частных собраний князя Ф. И. Паскевича, Музея Общества поощрения художеств, А. К. Рудановского, Э. Плума. А в 1930-х годах на зарубежных аукционах Хьюго Хелбинга и Теодора Фишера были проданы более 130 прекрасных экземпляров расписных стекол швейцарских мастеров. Самая большая коллекция витражей швейцарской школы поступила в Эрмитаж в 1932 году после расформирования Музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица. Именно из этого музея происходят четыре подписных витража эрмитажного собрания.
Куратор выставки - Е. А. Шликевич, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

Подобные материалы