Горячие эмали Алексея Мукушева.

Даты проведения: 
с 12 февраля 2013 по 2 марта 2013
Место: 
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (Малый выствочный зал Манежа)
Адрес: 
наб. канала Грибоедова, д. 103
Санкт-Петербург
Россия

Малый зал Центрального выставочного зала «Манеж» представляет выставку художника-эмальера Алексея Мукушева. Алексей Мукушев окончил в 1991 году Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную Академию им. А.Л. Штиглица. С 1992 года является членом Союза Художников России. Алексей Мукушев - постоянный участник республиканских и международных выставок, участник международных симпозиумов по горячей эмали в Венгрии (г. Кечкемет) и лауреат нескольких международных премий.
Горячая эмаль – один из древнейших видов прикладного искусства, который, как принято считать, зародился на Востоке. Известны эмали со времен династий фараонов. Древние греки и римляне украшали эмалью ювелирные изделия. Своего совершенства техника эмальерного искусства достигла в X–XI веках в Византии. Византийские эмали оказали колоссальное влияние на декоративно-прикладное искусство средневековой Европы. Славились немецкие эмали, изготовлявшиеся в Брауншвейге, французские лиможские эмали. В России развитие эмальерного дела восходит к XVI веку, а расцвет его на Руси связывают с Сольвычегодской расписной эмалью. С XVIII века центром традиционной русской эмали – финифти становится Ростов Великий. А рубеж XIX-XX веков ознаменован эмалями драгоценных ювелирных изделий фабрики Фаберже.
В наши дни художественную эмаль называют «живописью XXI века». Поскольку в последние десятилетия горячая эмаль преодолевает традиционные, по большей части, камерные границы своего применения и становится не только одним из видов декоративно-прикладного искусства, но и одним из направлений изобразительного искусства.
Горячие эмали Алексея Мукушева, выполненные на медных и стальных пластинах, удивительные живописные произведения, в которых цвет не столько декоративная категория, сколько категория нравственная. «Оплодотворить мертвый лист меди, передать часть своего духа – вот одна из задач моего творчества», - говорит художник. Его разноцветные эмали, с яркими, глубокими, насыщенными красками, с четким контурным рисунком, символичны и одухотворены самосознанием мастера, наполнены его личными переживаниями, чувствами, мыслями.
Изготовление горячих эмалей – сложнейший процесс, соединяющий в себе разные виды искусства: живопись, графику, элементы стекольного производства и изготовления медных изделий. Кроме того, «соавторами» мастера-эмальера выступают две взаимоисключающие друг друга стихии – огонь и вода. И художник должен быть с ними в согласии, дабы образы, родившиеся в его душе, отражались на листах металла, сверкая не тускнеющими от времени самоцветами.
На выставке в Малом Манеже Алексей Мукушев впервые представляет так называемые «одетые» эмали. Художник оформляет свои работы в деревянные и металлические оправы. Медная пластина сразу приобретает глубину, вес, объем, превращаясь в цельный, законченный объект, образ.
Алексей Мукушев долгое время жил и работал в Венгрии. И в его работах золотистый жар горячего венгерского солнца удивительным образом сочетается с пепельно-дымчатой петербургской меланхолией. Тонких цветовых переходов виртуоз эмальерного искусства добивается за счет сложного наложения эмали (до 60 наслоений), разных по длительности обжигов (от 40 секунд до пары минут) и по количеству обжигов (от 5 до 30 раз). Каждое произведение в силу особенности технологии уникально, и повторить его не может даже сам автор. Появляется идея – рождается новое произведение. Чувства, краски, медь, вода и огонь… И так всю жизнь, пока бьется горячее сердце мастера. А на вопрос: «Чем для вас являются ваши эмали?», Алексей Мукушев, не задумываясь, отвечает: «Эмали - это моя жизненная потребность. Я ими служу».

Подобные материалы