Выставка «В поисках движения».

Сантьяго Калатрава. 2012 г.
Мост Конституции. Венеция. 1996-2008 гг. Сантьяго Калатрава.
Моряк. 1995 г. Сантьяго Калатрава. Черное дерево, нержавеющая сталь.
Выставка Сантьяго Калатрава.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 27 июня, 2012 (Весь день) по воскресенье, 30 сентября, 2012 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Зимнем дворце открылась выставка "Сантьяго Калатрава. В поисках движения", организованная Государственным Эрмитажем совместно со Студией Сантьяго Калатравы, Испания, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Посольства Испании в Москве.
Экспозиция, насчитывающая около 150 архитектурных макетов, проектов и рисунков, проходит в рамках проекта "Эрмитаж 20/21", широкомасштабной программы по расширению коллекции искусства XX и XXI веков и представлению в Эрмитаже работ современных художников.
Сантьяго Калатрава Вальс – один из самых известных и плодотворно работающих архитекторов современности. За тридцать лет архитектурной практики он реализовал более сорока крупных проектов по всему миру – музеев, стадионов, вокзалов; был удостоен нескольких десятков наград и премий.
В 1974 году Калатрава окончил архитектурный факультет Политехнического университета в своем родном городе, Валенсии, в 1979 – Швейцарский Технический Университет, где сначала получил диплом гражданского инженера, а позже – степень доктора технических наук. В 1981 году основал частную архитектурную практику в Цюрихе.
В основе каждого проекта Калатравы лежит наблюдение за природой. Филигранные стальные опоры вокзала Ориенте в Лиссабоне словно ветви тропического леса поддерживают навесы над платформами, паруса свода клуба Марины д'Ареки и оперы в Тенерифе изогнуты как пальмовые листья, а стальные "лепестки" на крыше Музея Завтра в Рио-де-Жанейро тонкими колосками тянутся вслед за солнцем.
Мир органики подсказывает не только образные, но и технологические решения. Именно в природе Калатрава находит лучший пример распределения массы при максимальной нагрузке: образцом служит строение птицы. Парящим птицам подобны мосты в Дублине и Харлеммермере, железнодорожная станция TGV в лионском аэропорту Сент-Экзюпери и Музей искусств Милуоки в Висконсине, США.
Движение – элемент самый неожиданный для воплощения в столь статичном виде искусства как архитектура. Потенциал движения скрыт во всем, что нас окружает. И простейшая призма, и древнегреческая статуя, и каменный собор воспринимаются в зависимости от того, в каком ракурсе они "пойманы" взглядом зрителя. Опыты с движением и статикой в скульптуре и архитектурных проектах открывают Калатраве новые возможности работы с формой. Так появляется преувеличенный, почти маньеристический изгиб пролета Струнного моста в Иерусалиме, изящно вздернутые козырьки ангаров Эрнстинга и закрученный грациозной спиралью небоскреб "Чикаго Спайер".
Пространства Калатравы - как видения из фантастического будущего. Но, в отличие от голливудских сценаристов и художников, архитектор не фантазирует, он поглощен исследованием и опытами, благодаря которым даже такая прозаичная деталь, как вход в провинциальный складской ангар, превращается в произведение искусства. И в том, как противовес за противовесом, акварель за акварелью, из глины и деревянных кубиков архитектор складывает свой удивительный мир, и есть традиция настоящего искусства.
По словам М.Б. Пиотровского: "В Санкт-Петербурге, городе мостов, я хотел бы воспринимать Сантьяго Калатраву и эту выставку как мост между архитектурой Петербурга девятнадцатого столетия в двадцать первый век".
В собрании музея находится замечательная коллекция архитектурной графики, созданной зарубежными художниками XVII-XIX столетий. Монографическая выставка Сантьяго Калатравы, развернутая в самом большом парадном зале Зимнего дворца, прекрасно дополняет это собрание.
Кураторы выставки – Ксения Александровна Малич, младший научный сотрудник Сектора Современного искусства Государственного Эрмитажа, и Кристина Каррильо де Алборнос, Испания.

Материалы из архива: