Выставка «Властелин оркестра».

К 180-летию со дня рождения Эдуарда Направника.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 5 сентября, 2019 (Весь день) по четверг, 5 марта, 2020 (Весь день)
Адрес: 
наб. Фонтанки, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Шереметевском дворце – Музее музыки (наб. Фонтанки, 34) открыта выставка "Властелин оркестра. К 180-летию со дня рождения Эдуарда Направника".
Сын бедного учителя из провинциальной чешской деревушки стал столичной знаменитостью с мировым именем. Иностранец получил не только российское подданство, но и потомственное дворянство Российской империи. Главный музыкальный театр России из царства заезжих итальянцев превратился в оплот русской оперы и обрел блистательную труппу, прославленную по всему миру. Эти истории успеха – суть одна история длиной более чем в полвека. Это творческий путь Эдуарда Направника (1839 – 1916) – легендарного руководителя оркестра, хора и солистов Мариинского театра, которому он преданно служил с 1863 года до конца своей жизни. Дирижеру, композитору, одному из крупнейших музыкальных деятелей России второй половины XIX – начала XX века посвящена выставка «Властелин оркестра» в Шереметевском дворце – Музее музыки. Она открывается в год 180-летия со дня рождения и 150-летия с начала службы Эдуарда Направника на посту главного дирижера Мариинского театра.
На выставке представлены материалы спектаклей, ставших вершинами творческой деятельности Направника: эскизы, рисунки с натуры, афиши и программы, скульптурные портреты и фотографии артистов, с которыми работал дирижер, мемориальные вещи, карикатуры. Специально созданные видеосюжеты раскрывают особенности работы маэстро над музыкой его современников и композиторов прошлого. Эскизы к постановкам оперы Направника "Дубровский" и др., программы, либретто, мемориальные предметы, фотографии, а также созданный Музеем киноконцерт из сочинений Направника повествуют о нем как об успешном композиторе.
О триумфах и славе Эдуарда Направника свидетельствуют многочисленные серебряные лавровые венки, монограммы, красочные дарственные ленты, афиши симфонических концертов. Оборотная сторона работы дирижера – постоянная борьба с бюрократией чиновничества Дирекции Императорских театров, преодоление косности и рутины в ежедневной театральной практике – предстает в драматичных архивных документах.

Материалы из архива: