Выставка «Кондратьевский альбом».
В Музее городского электрического транспорта 28 сентября открывается выставка, посвящённая Дмитрию Ивановичу Кондратьеву – инженеру, одному из конструкторов трамвайных вагонов серии ЛМ-33 и ЛП-33, прозванных ленинградцами «Американками». Выставка приурочена к 112-летию петербургского трамвая. На ней можно увидеть выдержки из «Кондратьевского альбома» - так называется сборник чертежей и описаний трамвайных вагонов Ленинграда, созданных Д.И. Кондратьевым. Кроме того, будут представлены масштабные модели трамваев разных лет, в том числе, МС и ЛМ-33(МА).
Дмитрий Иванович Кондратьев родился в 1899 году и ушёл из жизни в сравнительно молодом возрасте – вскоре после Победы, в 1945 году. Его главные детища – трамвайные вагоны МС и ЛМ-33 – верой и правдой служили городу на Неве и стали одним из символов борьбы блокадного города за жизнь. Кондратьев считался одним из авторитетнейших конструкторов Ленинграда. Помимо работы инженера преподавал в институте, готовил будущих специалистов. После себя он оставил сотни страниц формул, таблиц и чертежей. Каждая из рабочих тетрадей датирована и позволяет восстановить, когда и чем занимался выдающийся конструктор. Один из таких памятников технической литературы – так называемый «Кондратьевский альбом». С отдельными страницами сборника можно познакомиться на новой выставке в Музее городского электрического транспорта.
На Кировском заводе молодой конструктор, которому едва минуло 27 лет, в конце 1920-х годов разработал первый отечественный двухосный трамвайный вагон, имевший цельнометаллический стальной остов – «Моторный Стальной» (МС). Он был более прочным и более долговечным, чем его предшественники. За пять с половиной лет было построено две тысячи МС и лишь в конце 70-х они ушли с линии! А в начале 1930-х с ростом пассажиропотоков потребовалось создать более вместительные вагоны. Советские инженеры под руководством Дмитрия Ивановича отправились за рубеж, чтобы изучить опыт иностранных коллег. Внимание специалистов привлекли четырёхосные вагоны фирмы «Peter Witt», которые эксплуатировались в США. По мотивам американских в Ленинграде и были спроектированы вагоны ЛМ-33, что и стало причиной народного названия для трамваев – «Американка». Рекордные 46 лет служил пассажирам трамвай ЛМ-33 или «Американка». За всё время эксплуатации «Американки» прошли 530 млн километров и перевезли 4,8 миллиарда пассажиров.
Помимо завидной провозной способности «Американки» выгодно отличались от других моделей той эпохи наличием ещё одной - центральной - двери, рядом с которой располагалось место кондуктора за специальной перегородкой высотой в 1 метр. По сложившейся в нашем городе традиции дети проезжали в трамвае бесплатно не по возрасту, а по росту: отсюда и фольклорное «метр с кепкой», рождённое в спорах родителей с кондукторами. Пассажиры, ехавшие с багажом или на дальние расстояния, размещались на скамейках вдоль бортов, расположенных в основной части салона напротив друг друга. А в задней части располагались поперечные скамьи, пассажиры сидели на них лицом по ходу движения. В хвосте вагона имелась накопительная площадка, на которой в целях комфорта тоже были предусмотрены места для сидения.
Большую службу сослужили трамваи жителям осажденного Ленинграда в военное время. Говоря о блокадном, фронтовом, трамвае, подразумевают именно эту модель. В годы блокады вагоны ЛМ-33 задействовали для перевозки раненых, для чего трамваи были переоборудованы в санитарные.
Яков Годес в книге «Этот новый старый трамвай» писал: «Дмитрий Иванович был не только руководителем конструкторского коллектива, а мозгом и душой всей работы. Своей одержимостью Кондратьев заражал всех.<…> Он сумел сплотить вокруг себя таких же целеустремленных, увлеченных, талантливых инженеров. Заканчивался рабочий день — и они направлялись в большой пятиэтажный дом на углу улиц Марата и Разъезжей — здесь, на четвертом этаже, в большой коммунальной квартире жил Кондратьев. На столе появлялся лист ватмана, справочники... И до поздней ночи продолжались нескончаемые разговоры».
29 сентября 1907 года, 112 лет назад, в нашем городе открылось трамвайное движение. В преддверии знаменательной даты Горэлектротранс показал процесс воссоздания легендарной «Американки» - любимого ленинградцами классического трамвая ЛМ-33, служившего горожанам рекордные 46 лет. Репликар трамвая ЛМ-33 будет работать на новом регулярном маршруте «Первый туристический», который откроется для широкой публики в День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта 27 октября.
В данный момент будущий туристический трамвай «Американка» находится на стадии отделки интерьера. Кузов установлен и покрашен в исторический глубокий вишневый цвет. Работы ведутся в Производственном депо Горэлектротранса на Московском проспекте. Репликар трамвая «Американка» (ЛМ-33) строится на базе широко распространенной модели ЛМ-99. Туристический трамвай будет отвечать современным требованиям безопасности и энергосбережения, а внешне полностью повторит облик своего знаменитого предшественника.
Предполагается, что трасса будет начинаться от старейшего в городе Василеостровского трамвайного парка, из ворот которого 29 сентября 1907 года на линию вышли первые электрические трамваи. Сейчас здесь находится Музей городского электрического транспорта. Трасса пройдет по Среднему проспекту, через Тучков мост, по пр. Добролюбова, по Кроневрскому пр., через Троицкую площадь, Троицкий и Литейные мосты. Туристический маршрут охватывает основные достопримечательности города, в том числе Петропавловскую крепость, крейсер «Аврора», Михайловский замок и другие. Любопытно, что маршрут планируется через 6 мостов: Тучков, Сампсониевский, Литейный, Белинского, 1-й Садовый и Троицкий.
По туристическому маршруту запланировано 17 остановок. Для широкой публики новый регулярный маршрут «Первый туристический» откроется в День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта – 27 октября.