Итальянская живопись XIX века. От неоклассицизма до символизма.
В Гербовом зале Зимнего дворца открыта выставка "Итальянская живопись XIX века. От неоклассицизма до символизма", организованная Государственным Эрмитажем совместно с Городскими музеями Павии. Экспозиция является самой масштабной ретроспективой живописи Италии позапрошлого века и включает более семидесяти произведений, половина которых происходит из собрания Картинной галереи XIX века Городских музеев Павии. Среди музеев-участников также - Галереи современного искусства Флоренции, Милана, Турина, Генуи. Значение выставки сложно переоценить, поскольку рассматриваемый период практически не известен российскому зрителю (в собрании Эрмитажа - чуть более шестидесяти картин итальянских художников Отточенто).
На примере лучших образцов живописи XIX века выставка демонстрирует весь спектр стилей и направлений, в которых работали итальянские художники: классицизм, романтизм, историзм, маккьяйолли, символизм.
Основные черты итальянского классицизма были заложены в творчестве Антонио Кановы. К типу возвышенно-идиллических картин на мифологические темы обращался ломбардский художник Андреа Аппиани, примером чему служит полотно "Юнона, одеваемая Грациями". Тот же античный канон возвышенной гармонии - в полотнах "Парис" и "Геба" Гаспаре Ланди. Героическую ветвь неоклассицизма представляет популярная в свое время картина "Смерть Цезаря" Винченцо Камуччини.
Обращение к эпизодам и героям национальной истории, преимущественно уже описанным в литературе, характерно для большей части живописи XIX века, начиная с романтизма. Главный художник этого направления - Франческо Хайец. В картине "Примирение Оттона II с матерью Аделаидой Бургундской" он воспроизвел значительное, но малоизвестные события итальянской средневековой истории. В "Венере, играющей с голубками" воплотил черты знаменитой балерины Карлотты Шабер, в "Тайном доносе" показал венецианку, прекрасную и жестокую.
Художники-романтики охотно изображали выдающихся людей, героев-бунтарей в моменты славы или падения. Примеры таких произведений: "Галилей перед судом Инквизиции" Кристиано Банти, "Христофор Колумб по возвращению из Америки (Христофор Колумб в цепях)" Лоренцо Деллеани, "Лорд Байрон на греческих берегах" Джакомо Трекура.
Романтики возрождают интерес к "младшим" жанрам живописи - изображению интерьеров зданий и городских видов (ведут). В полотне "Церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции" Ипполито Каффи экспериментирует со зрительным восприятием и световыми эффектами.
Поиски романтиков продолжили в 1860-е годы тосканские маккьяйоли: Джованни Фаттори, Сильвестро Лега, Телемако Синьорини, Джузеппе Аббати, Одорадо Боррани, Винченцо Кабьянка. Художники предложили стилистическую манеру, заменив традиционную светотень контрастным сочетанием пятен ("маккья"). В новой технике маккьяйоли представляли жанровые сценки повседневной жизни: "Пение сторнелло" и "Обрученные, или Жених и невеста" Сильвестро Леги, "Свидание в лесу" Телемако Синьорини. Пейзаж в картинах "Ротонда купальни Пальмьери" кисти Джованни Фаттори и "Вид Кастильончелло" Джузеппе Аббати интересен тем, что для его создания художники работали на пленэре.
Тенденции символизма ярко выражены в триптихе Джорджо Кинерка "Загадка человека": художник избегает ясной характеристики персонажей, предпочитая завораживать зрителя эзотерическими символами и общей магнетической атмосферой.
В последнее десятилетия XIX века европейские художники экспериментируют с новыми средствами выразительности. В Италии Анджело Морбелли разрабатывает технику раздельного мазка (дивизионизма), пример которой - картина на социальную тему "За 80 чентезимо!". Дивизионистом был и Джузеппе Пелицца да Вольпедо, символически воплотивший идеалы высокого гуманизма в картине "Хоровод".
Куратор выставки со стороны Государственного Эрмитажа - Наталья Борисовна Демина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, со стороны Городских музеев Павии - Сюзанна Дзатти, директор Городских музеев Павии.