Первейший в своём искусстве.
В Пикетном зале Зимнего дворца открыта выставка «"Первейший в своём искусстве". Андрей Митрохин – основатель эрмитажной школы реставрации живописи». Экспозиция посвящена деятельности Андрея Филипповича Митрохина (1765–1845) – первого русского мастера, оказавшего большое влияние на развитие эрмитажной и, как следствие, российской реставрации.
На выставке представлено 16 картин художников разных европейских школ XV–XVII веков, отреставрированных Митрохиным, а также единственная известная работа, исполненная самим Андреем Филипповичем – «Портрет императора Павла I». Посетители смогут ознакомиться с архивными документами, связанными с жизнью и деятельностью мастера, изучить электронный ресурс с изображением всех картин, отреставрированных Андреем Митрохиным, увидеть инструменты реставраторов XIX века.
Выставка демонстрирует работы, отреставрированные в технике перевода. Данная методика подразумевает перенесение красочного слоя живописи с грунтом на новую основу, чаще всего на холст, реже – на медь. Техника перевода требовала от мастера высочайшей точности, полной концентрации и большой изобретательности.
Андрей Филиппович, служивший реставратором в Императорском Эрмитаже с 1801 по 1845 годы, владел техникой перевода в совершенстве и отреставрировал более 90 произведений Картинной галереи Эрмитажа. Среди них – полотна Рафаэля Санти, Филиппино Липпи, Якоба ван Рейсдала, Джулио Романо, Давида Тенирса Младшего, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта ван Рейна, Антониса Ван Дейка, Никола Пуссена, Лоренцо Лотто.
Произведения, которые Митрохин реставрировал без перевода, исчисляются сотнями; общее их количество назвать сложно, так как часть работ он проводил не лично, а с участием помощников и учеников. К середине XIX века переводы стали приобретать всё более массовый характер. Техника была успешно освоена, и во многом благодаря Андрею Митрохину, который возглавил первую в России реставрационную школу, организованную при Эрмитаже. Под его началом воспитывались выпускники Академии художеств. Это позволило достичь преемственности поколений реставраторов, а также развить технические и живописные методики.
Помимо произведений, представленных на выставке, у посетителей будет возможность увидеть картины, отреставрированные Андреем Митрохиным, на постоянной экспозиции Эрмитажа. До 8 сентября 2024 года рядом с этими полотнами будут размещены специальные этикетки с qr-кодами, отсылающие к временной выставке. Используя их, можно будет ознакомиться с картой-путеводителем по другим залам с картинами, отреставрированными в технике перевода.
Эрмитажную реставрацию можно назвать ровесницей самого музея. Приобретение императрицей Екатериной II художественных коллекций вызвало необходимость привлекать живописцев и ремесленников для их восстановления. Как и многие другие сферы художественной жизни, отечественная профессиональная реставрация на раннем этапе своего формирования была обязана приглашённым зарубежным мастерам и художникам иностранного происхождения. Среди них – реставратор Лукас Конрад Пфандцельт и живописцы Карл Людвиг Иоганн Христинек, Генрих Бухгольц, Б. Перонар. До определённого момента участие отечественных специалистов было не столь значительным.
Первым русским мастером, оказавшим большое влияние на развитие реставрации в России, стал Андрей Филиппович Митрохин (1765–1845). Он родился в городе Торопце Тверской губернии, где учился у местного художника и иконописца Гаврилы Лохова. Митрохин был принят на службу в Императорский Эрмитаж в 1801 году. В течение нескольких лет он изучал произведения западных мастеров, технику живописи, а 1808 году начал работы по реставрации. Митрохин служил в Эрмитаже почти до конца жизни, в 1845 году Андрей Филиппович был освобождён от своей должности с сохранением сверхштатного положения при музее.
Андрей Митрохин, прежде всего, известен как реставратор, который первым в России освоил и внедрил технику перевода. Данная методика подразумевает перенесение красочного слоя живописи с грунтом на новую основу, чаще всего на холст, реже – на медь. Практиковался также перевод картин со старого холста на новый. До XV века живопись исполнялась преимущественно на дереве, но эта основа оказалась подвержена разнообразным повреждениям, связанным с нестабильными климатическими условиями, а также с губительным воздействием жучков-древоточцев. В результате древесина деформировалась, пересыхала, появлялись трещины, а насекомые истачивали основу, делая её ветхой. В первой половине XVIII столетия в Италии придумали и стали практиковать перевод живописи. Однако широкое распространение техника получила во Франции, а пик её применения пришёлся уже на XIX век в России.
Первый известный нам перевод, осуществлённый Митрохиным, относится к 1811 году. Это картина Камилло Филиппи «Христос и грешница», считавшаяся в то время работой Гарофало. Со второй половины 1810-х годов реставрационная деятельность Митрохина становится более интенсивной. Им были отреставрированы картины художников итальянской, испанской, голландской, фламандской, английской, французской и немецкой школ. На сегодняшний день можно назвать более 90 полотен, переведённых Митрохиным с одной основы на другую. Судьба этих картин сложилась по-разному. Большинство из них по-прежнему находятся в собрании Эрмитажа.
Андрей Филиппович Митрохин по праву считается основателем эрмитажной школы реставрации живописи – школы как учебного заведения и как системы научных знаний, взглядов и освоения практических приемов. Митрохин не был первым русским реставратором, но именно он освоил все сложнейшие технологии современной ему механической реставрации, внедрил новые материалы и методики, которые используются до сих пор. Благодаря Митрохину в Эрмитаже сформировалась традиция преемственности опыта, когда знания и практические навыки передаются молодым сотрудникам из рук в руки.
К выставке подготовлен фильм, демонстрирующий технику перевода, и выпущен иллюстрированный научный каталог «"Первейший в своём искусстве". Андрей Митрохин – основатель эрмитажной школы реставрации живописи» (Санкт-Петербург, Издательство Государственного Эрмитажа, 2024).
Кураторы выставки: Ирина Гурулева – заместитель заведующего Отделом научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа и Николай Зыков – заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.