Николай Шестопалов

Даты проведения: 
с 22 июня 2016 по 4 сентября 2016
Адрес: 
Невский проспект, 17
Санкт-Петербург
Россия

На выставке в Строгановском дворце ГРМ, зрителей ждёт новое крупное открытие: впервые после длительного перерыва будет представлено творчество русского живописца Николая Шестопалова (1875-1954). Николай Иванович Шестопалов – ученик Ильи Репина, – получил известность и признание в 1900-1920-е годы. В дореволюционное время Шестопалов принимал участие в выставках объединения «Мир искусства» и активно работал в сфере сатирической графики. После революции, в 1920-е годы он обращался к историко-революционному жанру и экспонировал свои работы на всех выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР) с момента ее основания.
Среди около 70 экспонатов из собрания галереи «Веллум» – инициатора проекта, и из фондов Русского музея, – зритель встретит образы-воспоминания об ушедшей России и её дореволюционном укладе, зарисовки провинциальных усадеб и интерьеров XIX в., иллюстрации из жизни А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, а также романтические акварели с изображениями Старого Крыма и Красной Поляны.
Николай Иванович Шестопалов получил от официального искусствознания чётко определённое место в истории советского искусства: как признанный иллюстратор, как автор эскизов к советским довоенным открыткам, воспевающим героический труд. Историографы словно забывали об обучении художника в Мюнхене, о его участии в выставках «Мира искусства», в художественной жизни России во втором десятилетии XX века. Восполнить в истории отечественного искусства и «вернуть в обращение» имя русского художника первой половины XX столетия и призвана выставка живописи и графики Николая Шестопалова в Русском музее.
В жизни и творчестве Николая Шестопалова ясно прослеживается путь развития русского искусства с конца XIX и до середины XX вв. Крестьянский мальчишка с церковно-приходской школой за плечами занимается в Петербурге на курсах Тенишевой у И. Репина, в студиях И. Мате и Л. Дмитриева-Кавказского, получает навыки академического рисунка, графики и живописи. Вместе с М. Добужинским, Е. Лансере, Д. Кардовским и С. Чехониным он становится одним из основателей журнала «Зритель» (1905). Реакция, наступившая после революции 1905 года, заставляет его покинуть Россию; он учится в Германии (Мюнхене), Италии и Франции. В Мюнхене формируется изобразительный язык Шестопалова-художника, вобравшего в себя и русскую традиционно-реалистическую манеру, и немецкую экспрессивную художественность.
Вернувшись в 1907 в Санкт-Петербург, художник участвует в выставках «Мира искусства» и группы «Новое товарищество художников» (НОХ), общается с русскими символистами и импрессионистами, использует их излюбленные темы, оставаясь приверженцем академических живописных традиций. В этой атмосфере рождаются типичные «шестопаловские» образы ушедшей России. И даже пейзажи Шестопалова двадцатых-тридцатых годов не столько отражают суровую советскую действительность, а воссоздают дореволюционный уклад. Художник на протяжении всего творческого пути постоянно обращается к картинкам русской провинции. Таковы «Семья в интерьере» (1910-е), «Солнечная веранда» (1920-е), «Углич. Дом царевича Дмитрия» (1929), «Тропинка в лесу» (1930), «На Волге» (1933), «Чембар. Беседка в саду Белинских» (1936), «Васильсурск» (1939) и др.
Будучи членом АХРР с момента основания организации (1922г.), Шестопалов регулярно принимал участие в выставках, и, напротив, совершенно не занимался общественной деятельностью. Много писал, выезжая в художественные экспедиции на Аральское море, на Урал, на ДнепроГЭС.
Живопись Шестопалова середины XX века тематически возвращается к наследию «мирискусников» – коллег и товарищей его молодости; это провинциальные усадьбы, полуразрушенные церкви и монастыри, написанные «по-ахровски» пастозно, почти иллюзорно. Как пишет о нём искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум»: «Крым, Красная Поляна, серебристые виды Средней Азии, – это сюжеты его картин, написанные в первые годы советской власти. Его привлекает интерьер кабинетов XIX века, площади провинциальных городков, – быт ушедшей эпохи…».
Сохранились изящные, романтические акварели с изображением фонтанов, татарских саклей и улочек Старого Крыма, словно сошедших со страниц Пушкинского «Бахчисарайского фонтана». Шестопалов пишет совсем «итальянский» Крым – пейзажи Алупки, Симеиза. Любуется силуэтом героини в просвете стен («Судак», 1915) подобно брюлловскому «Итальянскому полдню». Столь же любовно выписаны пейзажи Кавказа («Красная Поляна», 1921).
Выставка знакомит зрителя с интересным художником, который прошел долгий творческий путь от академического искусства, символизма к созданию картин на темы русского революционного движения и современной истории. И был незаслуженно «забыт», как и многие художники, которые по тем или иным причинам не стали флагманами советского искусства, но оставались верны изобразительным идеалам прошлого. Авторы экспозиции надеются, что имя и творческое наследие Николая Шестопалова – самобытного русского и советского художника – займёт достойное место в истории отечественного искусства.
Н.И. Шестопалов – участник более 80 выставок, его работы находятся в фондах Государственного Русского музея, Центрального музея Красной армии, Государственного музея Революции СССР и других музейных собраниях. В рамках выставочного проекта будет издан первый каталог работ художника.

Материалы из архива: