Выставка «Пейзаж в блокадном Ленинграде».
Художники: П.Кондратьев (1902-1985), Г.Татарников (1914-1971), В.Пакулин (1900-1951), П.Шиллинговский (1881 - 1942) и др.
На выставке представлены работы, созданные художниками в годы блокады.
С сентября 1941 по январь 1944 года, целых 900 блокадных дней ленинградцы жили в смертельной схватке с голодом. Этот невидимый убийца подкарауливал повсюду, не давал о себе забыть на всем пространстве города.
Но именно во время Блокады обнаружилась глубина привязанности к Ленинграду многих жителей. В эти годы блокады жанр городского пейзажа оказался востребованным художниками и собственно в нем с невероятной силой отразилась глубина трагедии Санкт – Петербурга.
Еще в предвоенное десятилетие появилась группа молодых художников, создавших уникальную школу ленинградского пейзажа. Главное, что объединяло всех мастеров, - это их неподдельное восхищение городом, глубокое понимание его роли в культуре страны. В большинстве работ, написанных в блокаду, город осмысливается художниками как некое живое, трагически перерождающееся пространство.
Местом, изображенным почти во всех военных пейзажах, посвященных городу, становится площадь Невы образованная его главными святынями - Петропавловской крепостью, стрелкой Васильевского острова и Эрмитажем. Это пространство неба и воды в блокадных работах переживается художниками как сакральный образ «материнского лона», породившего город и ставшего в дни войны местом противостояния высших сил, неподвластных человеческой воле.
В работах, написанных в самую страшную зиму 1942 года, когда погиб каждый третий житель города, проявляется образ торжественно замерзающего мифологического исполина. Мрачный холод и звенящая пустота явственно ощущаются почти в каждом, даже самом небольшом по формату рисунке.
Блокада будто бы сняла пелену смыслов и переназначений, выявив первоначальный замысел, предопределенный Городу Петром Великим и отраженный в его величественной архитектуре. Античная ясность и стройность в чувстве Петербурга, утерянные еще в ХIХ веке, во время блокады проясняются вновь и из мотива ненастной тьмы, античность как единственная форма жизни вызволена художниками из небытия и оказывается способной удержать человечество на границе между смертью и хаосом.
Ленинградцы, пережившие блокаду, стали летописцами ее страшных дней, явились свидетелями силы человеческого духа, и удивительной, вопреки всему, веры в свет и добро.