Выставка «Паруса Эллады».

Паруса Эллады
Паруса Эллады
Экспозиция во Дворце Меншикова охватывает временной промежуток от VI века до н.э. до III века н.э. и включает в себя 231 экспонат.
Дата и время мероприятия: 
с вторник, 21 сентября, 2010 (Весь день) по воскресенье, 16 января, 2011 (Весь день)
Адрес: 
Университетская наб., д.15
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

Экспозиция во Дворце Меншикова охватывает временной промежуток от VI века до н.э. до III века н.э. и включает в себя 231 экспонат (живопись, скульптура, керамика, глиптика, нумизматика, художественная бронза). Входящие в ее состав произведения искусства и памятники культуры рассказывают о развитии мореплавания и судостроения в античном мире, морского промысла и пиратства; показывают представление древних о морских божествах, покровительствующих морякам или губящих их.
Трудно переоценить значение моря в Древней Греции и Древнем Риме. Море давало пищу, служило наиболее быстрым и удобным способом коммуникации, по морю вели активную торговлю. Но то же самое море таило великое множество опасностей. Оно внушало ужас, и каждый раз, поднимаясь на борт корабля, человек отчетливо понимал, что риск никогда не сойти на землю для него чрезвычайно велик: останки множества Гидрия чернофигурная: Геракл с Тритоном, Нерей, Посейдон. 525-500 гг. до н.э.. Аттика. Манера мастера Антимена. Глина.античных кораблей, усеивающих дно освоенных древними морей, - тому яркое свидетельство.
Первый раздел выставки отдан древнегреческим героическим культам. Среди представленных экспонатов надписи-посвящения герою Ахиллу, почитавшемуся в различных областях древней Эллады. Геракл (Геркулес), получивший, согласно мифам, бессмертие и присоединившийся к олимпийским богам, представлен и как объект культа - статуями, посвятительными рельефами и статуэтками, и как персонаж мифов - на аттических расписных вазах VI - V веков до н. э., на гравюрах и в живописных полотнах.
В древнегреческой легендарной традиции особое место принадлежит воспетой Гомером Троянской войне. Этот сюжет можно видеть на расписных вазах, мраморных и бронзовых рельефах, в живописных и графических произведениях.
Следующий раздел, включающий произведения Ренессанса и Нового времени, рассказывает о реальных исторических персонажах, возводивших свои генеалогии к божественным и героическим предкам, удостоенным героических или божественных почестей. Среди них, безусловно, македонский царь Александр Великий, который считался потомком Геракла по отцу, а по матери возводил происхождение к Ахиллу; Гай Юлий Цезарь, который именовал себя потомком эпического героя Энея, сына самой богини Венеры Сосуд фигурный: Афродита в раковине. Первая четверть IV в. до н.э.. Аттика (?) Глина, полихромные краски.(Афродиты). Тем самым грань между мифологическим героем и реальным историческим персонажем стиралась.
О достижениях античных судостроителей свидетельствует кратер, по краю венчика которого "плывут" военные корабли под парусами; большой фрагмент фрески из Нимфея, где среди многочисленных граффити процарапана целая флотилия торговых кораблей. Различные типы судов можно видеть на инталиях и монетах.
Большой раздел выставки посвящен образам морских божеств и фантастических чудовищ. Мраморные скульптуры, прекрасные расписные вазы, терракотовые и бронзовые статуэтки, ювелирные изделия иллюстрируют легенды о Посейдоне (Нептуне), нереидах и нимфах, гиппокампах, тритонах и сиренах. Богиня любви Афродита была одним из немногих божеств, которое помогало путешественникам благополучно добраться до родных берегов.
Древнему морскому промыслу посвящен раздел, рассказывающий о том, какими дарами моря пользовались эллины и римляне. В произведениях античного искусства представлены самые разные морские животные, рыбы и моллюски, наполнявшие когда-то рыночные лотки. Мастера изображали обитателей моря так натуралистично, что ихтиолог может определить вид рыбы; например, на аттических и италийских рыбных блюдах или на монетах. Если рыба наполняла кухни и обеденные столы, то другие трофеи с морского дна - жемчуг, кораллы, раковины - с полным правом занимали место в дамских шкатулках. Тема моря вообще была популярна в прикладном искусстве.
Об активной морской торговле в античную эпоху дают представление монеты разных городов и, конечно, знаменитые амфоры. Эти сосуды, созданные специально для перевозки товаров по морю, служили тарой для транспортировки жидких и сыпучих продуктов: зерна, рыбы, вина, оливкового масла. В разных городах изготавливали амфоры своей особой традиционной формы, которая не менялась веками, и соблюдали установленный специальными законами объем; такие амфоры становились "фирменным знаком" города-производителя. Сведения, получаемые благодаря изучению античных тарных амфор, клейм и надписей на них, позволяют представить географию торговых путей и товарообмен в древности.
Куратор выставки - Ольга Витальевна Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: