Иван Павлович Похитонов.
8 февраля 2025 года исполнилось 175 лет со дня рождения замечательного русского пейзажиста, передвижника Ивана Павловича Похитонова (1850–1923). Русский музей представляет первую в Санкт-Петербурге выставку этого выдающегося мастера. Художник был дружен со многими петербургскими коллегами и коллекционерами, здесь он был признан действительным членом Императорской Академии художеств и жил несколько лет в период Первой мировой войны.
В состав выставки включены около 150 картин, рисунков и произведений декоративно-прикладного искусства из собраний Русского музея, коллекции О.Л. Маргания, Третьяковской галереи, Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, KGallery.
В России Похитонов родился и сформировался как личность, осознал серьезность своего увлечения живописью. Позднее много путешествовал, совершенствовал мастерство во Франции, Италии и Бельгии, при этом постоянно возвращался в родные места, был активным участником выставок, исполнял императорские заказы.
В экспозиции представлены живописные портреты Похитонова работы Дмитриева-Оренбургского (ГРМ) и Репина (ГТГ), созданные с интервалом в несколько лет и показывающие художника таким, каким, его знали ближайшие друзья в конце 1870-х – начале 1880-х годов. Малоформатные произведения представителей Парижского общества русских художников (Боголюбова, Беггрова, Лемана и многих других), дополняют выставку Похитонова и демонстрируют то творческое окружение, в котором он окончательно сформировался как художник.
Известный, прежде всего, как мастер утонченных миниатюрных живописных пейзажей, уникально сложных композиционно и необычных по исполнению, Похитонов проявил себя и в других видах и жанрах искусства. Выставка показывает этого художника не только как пейзажиста, но и как жанриста, портретиста и создателя росписей на керамике.
Прослеживая творческую эволюцию Похитонова, Русский музей выставляет ранние французские работы художника, в том числе необычно крупный для миниатюриста натюрморт «Фазаны» (СГХМ) с дарственной надписью Боголюбову, пейзажи Франции, Италии, Бельгии. Выделяются работы, объединенные охотничьей темой – одной из главных в творчестве Похитонова. Отдельный раздел выставки посвящен периоду творчества, связанному с Бельгией, где мастер жил с 1893 года. Это морские и прибрежные пейзажи Ла-Панна, летние и зимние виды окраин Льежа. Зимняя тема раскрывается художником и в произведениях, посвященных видам Жабовщизны – усадьбы в Минской губернии, которую художник купил в 1902 году. Также на выставке экспонируются портреты И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, сына художника Бориса, пейзажи, написанные в России, а также самые поздние работы Похитонова 1920-х годов.
Иван Похитонов был практически самоучкой. Когда он приехал в Париж, где попал в круг русских художников, он за 2–3 года нашел собственный почерк: лучшие французские арт-дилеры выставляли его произведения в своих магазинах. Во французской столице Похитонов занимался живописью под руководством пейзажиста и мариниста Алексея Боголюбова, стал одним из основателей Общества взаимного вспомоществования русских художников. Разделив общий интерес членов этого объединения, занялся керамикой, расписал ряд декоративных тарелок и плиток. Без Парижской керамической мастерской, возможно, не было бы знаменитой Абрамцевской керамики. Часть экспозиции в Михайловском замке отведена именно тарелкам и керамическим пластам, расписанным Иваном Похитоновым, Ильей Репиным, Алексеем Егоровым и Алексеем Боголюбовым.
В 1882 году Иван Похитонов участвовал в Международной выставке, организованной крупным парижским коллекционером и владельцем галереи Жоржем Пти, и его работы нисколько не затерялись среди произведений европейских знаменитостей. В пейзажах кисти мастера ощущалось прекрасное знание искусства барбизонцев и старых голландцев.
Крошечные, размером с ладонь, дощечки лимонного или красного дерева, которые Иван Похитонов тщательно, особенным образом готовил, прежде чем написать цветущие яблони, охотничью сцену, эффекты снега, иногда – портрет, были с восторгом приняты Парижским Салоном уже в 1879 году и сразу обрели ценителей. С тех пор Похитонов регулярно представлял свои работы в самых разных экспозициях в России и за рубежом. «Чародей-художник!» – воскликнул Репин, говоря о живописи Похитонова. «Миньоны» (так миниатюрные пейзажи называли на французский манер) до сих пор кажутся творениями волшебника-ювелира и вызывают восхищенное удивление.