ARS VIVENDI.
В Николаевском зале Зимнего дворца (Зал № 191) открыта одна из главных выставок года ‒ «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века».
«Очередная грандиозная выставка эрмитажного типа ‒ не требуется отдельного билета; постоянная экспозиция ‒ "Лавки" ‒ остается на месте, выставка существует в дуэте с ней; много слоёв смысла и поводов для философских рассуждений, от "радости жизни" до ‒ "помни о смерти". От "гербариев" ‒ до "обманок". Новшества, монументальный дизайн, открывающий достоинства Николаевского зала, до богатейшей линейки сувениров в реальных "лавках". И исторические рассуждения о том, чем Фландрия отличается от Голландии», ‒ говорит Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Государственный Эрмитаж представляет масштабный выставочный проект, объединяющий более 70 картин фламандских мастеров натюрморта и анималистической живописи эпохи расцвета искусства Фландрии в XVII веке. Из них сорок пять картин из собрания Государственного Эрмитажа и пятнадцать ‒ из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Экспонируемые произведения отражают основные этапы развития фламандского натюрморта, как самостоятельного жанра, разнообразие его типов, а также многоголосие индивидуальных авторских манер. Выставка погружает зрителя в мир искусства Фландрии эпохи барокко, наполненный экзотическими редкостями, роскошными букетами, цветочными гирляндами, охотничьими трофеями.
В центре внимания проекта живописные произведения Франса Снейдерса (1579‒1657) ‒ крупнейшего фламандского мастера натюрморта и анималистической живописи. Художник жил и творил в Антверпене, городе, являющемся главным центром фламандского искусства XVII столетия, городе его великого современника ‒ Питера Пауля Рубенса (1577‒1640). В творчестве Франса Снейдерса камерный жанр, каким был натюрморт на рубеже XVI‒XVII веков, обрел подлинную монументальность звучания и динамичный жизнеутверждающий характер. Знаменитая эрмитажная серия «Лавок» Снейдерса ‒ серия грандиозных полотен, ‒ исполненная в конце 1610-х годов, где во всем великолепии изображены «дары природы», экспонируется в зале Фламандской живописи XVII века Нового Эрмитажа – зале Снейдерса. «Лавки» вступают в диалог с произведениями живописца, представленными на экспозиции в Николаевском зале Зимнего дворца. Здесь показаны кабинетные произведения Снейдерса, находящиеся в отечественных собраниях, анималистические картины и натюрморты с накрытыми столами, где в изящной яркости и согласованности композиций читается не только витальная сила фламандского барокко и значение традиции Питера Пауля Рубенса, с которым Снейдерс сотрудничал, но и влияние итальянской живописи, появившееся после путешествия художника в Италию в 1608‒1609 годах. Среди представленных произведений: «Фрукты в чаше на красной скатерти», «Фрукты в чаше и разрезанная дыня», «Повар у стола с дичью», «Птичий концерт» (Государственный Эрмитаж), «Натюрморт с лебедем», «Рыбная лавка» (ГМИИ им. А.С. Пушкина) и другие.
Проследить развитие импульса, приданного жанру натюрморта искусством Франса Снейдерса и его влияние на творчество современников, учеников и последователей является важной задачей выставки. В зале экспонируются картины Пауля де Воса (ок. 1596‒1678), ученика и самого верного последователя Снейдерса. Великолепными, изысканными произведениями представлен и другой его ученик, один из крупнейший мастеров натюрморта середины XVII века ‒ Ян Фейт (1611‒1661). В состав экспозиции также вошли работы Адриана ван Утрехта (1599‒1652), Франса Эйкенса (1601‒1693) и других известных мастеров декоративной живописи Фландрии XVII столетия, впитавших традицию Снейдерса и распространивших её далеко за пределы родного Антверпена.
Значительная роль на выставке отведена жанру цветочного натюрморта. Два грандиозных полотна, демонстрирующие во всем великолепии сад, наполненный тюльпанами, розами, анемонами и другими цветами, принадлежат кисти Абрахама Брейгеля (1631–1697) и Давида де Конинка (1644–после 1701). Эти парные картины ‒ «Цветы среди архитектуры (Весна)» и «Цветы и фрукты (Лето)» стали своеобразной доминантой экспозиции.
Специально для выставки была проведена реставрация панно «Цветы среди архитектуры (Весна)» и крупноформатного картона для шпалеры «Охотничьи трофеи» (278,0×559,0), исполненного фламандскими художниками Абрахамом ван Дипенбеком (1596‒1675) и Питером Булем (1622‒1674). Реставрация осуществлялась в Лаборатории научной реставрации станковой живописи (Заведующий В. А. Коробов) Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (заведующая Т. А. Баранова).
Предметы прикладного искусства, исполненные западноевропейскими мастерами – шпалеры, роскошные серебряные кубки, резная кость, тисненые кожи, а также китайский фарфор и изысканные изделия восточных мастеров, являются неотъемлемой частью экспозиции.
Специально для выставки Молодежным Консультативным советом Государственного Эрмитажа создан проект «Символика натюрморта», который смогут увидеть посетители экспозиции.
Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии: Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого, филиала Архива Российской Академии наук (Санкт-Петербург), Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, «Центра искусств. Москва», частного собрания В. и К. Мауергауз.
Выставка подготовлена Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (Заведующий М. О. Дединкин), Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа (заведующая О. Г. Костюк), Отделом Востока Государственного Эрмитажа (Заведующая Н. В. Козлова).
Кураторы выставки «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»: Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа и Татьяна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.
Готовится к выпуску каталог «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»».