Выставка «Camera obscura».

Владимир Духовлинов
Выставка Владимира Духовлинова.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 29 сентября, 2011 (Весь день) по суббота, 22 октября, 2011 (Весь день)
Адрес: 
наб. канала Грибоедова, д. 33
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

«Холст – экран, - на нем возникает нечто смутное – застигнутое на пути из реальности.
Оказавшись в западне темноты – мы продолжаем видеть, но прежний порядок вещей нарушен –
предметы уже не похожи на самих себя - они форма incognito.»
В.Духовлинов.

Камера обскура (Camera obscura) дословно – темная комната – прообраз фотокамеры, где изображение возникает благодаря светопроекции. Художники, начиная с Леонардо да Винчи использовали камеру обскуру в своих целях, но только Вермеер Дельфтский первый, пожалуй, извлек не просто оптический, но эстетический эффект мягкого, как бы расфокусированного изображения, обладающего особой магией света.
Духовлинов всматривается в Вермеера, его внимание обращено на сугубо формальные, казалось бы, вещи: то из чего складывается драгоценная ткань вермееровской живописи. Этот взгляд художника преодолевает предметность и выходит в пространство чистых отношений протяженности, глубины, объема. Но художник переключает наше внимание на метафизическую составляющую мягкого интерьерного света, еще больше уходя в сторону от предметности. Холсты его работ почти монохромны: матовая глухая поверхность не отражает света, а, наоборот, вбирает в себя, «дышит», подобно пневматической живописи Марка Ротко.
Мы как бы оказываемся внутри старинной камеры обскура, присутствуя при рождении изображения посредством светопроекции. Это состояние завораживает своим волшебством и, вместе с тем, оно очень буднично – это какая-то периферия зрения, третий план, нечто невразумительное, недовоплотившееся. Изображая привычные вещи фрагментарно, представляя их сильно увеличенными, вводя в картину бытовые предметы или рисуя битумом и строительными красками, Духовлинов сбивает зрителя с толку. Балансирование этой живописи между абстракцией и конкретностью в итоге приводит к тому, что она воспринимается как фантом, поверхность ровного бесфактурного холста есть проекция, где важна не конфигурация изображения, а сам факт материализации света.
Впрочем, как часто бывает с лирической абстракцией, перед нами живопись поэта. Для Духовлинова и для художников-нонконформистов позднесоветского и перестроечного времени, в кругу которых он сформировался, было естественно одновременно заниматься литературой и изобразительным искусством. Духовлинов известен не только как живописец, но также как поэт и художник книги, продолжатель футуристских экспериментов. Игра абстрактного и фигуративного в его картинах зачастую облекается в поэтические образы, как это было на двух его выставках «Увеличение Сахары» и «Почта Сахары». «Camera obscura» стоит с ними в одном ряду. Это не очередной изобретательный экзерсис со знаменитым оптическим приспособлением, но приглашение в новые оптические приключения.

(В тексте использованы фрагменты статей Станислава Савицкого «Владимир Духовлинов. Camera obscura» и Глеба Ершова «Внутри камеры обскуры».)

Владимир Духовлинов родился в Даугавпилсе (Латвия) в 1950 году. С 1967 года живет в Ленинграде - Санкт-Петербурге. Окончил реставрационное отделение ЛХУ им. Серова и ЛВХПУ им. В. Мухиной в 1976 году, по специальности "дизайн". Выставляется с 1982 года. Участвовал более чем в 300 групповых выставках, в основном неофициального искусства. Около 20 персональных.
Работы хранятся в собраниях: Государственный Русский Музей; Коллекция "Манежа" - ЦВЗ, Санкт-Петербург; Музей Нонконформизма, Санкт-Петербург; Коллекция Центра Искусств имени Дягилева, Санкт-Петербург; Музей Современного Русского Искусства Нортона Доджа, Александрия, США; Музей Университета Сиднея, Австралия; Самарский Художественный музей; Государственный музей "Царскосельская коллекция", Санкт-Петербург; Художественный краеведческий музей, Даугавпилс, Латвия и в частных коллекциях.

Материалы из архива: