Рисунки старонидерландской школы.

Два идущих крестьянина. Круг Питера Брейгеля Старшего. Около 1565 года.
Круг Рогира ван дер Вейдена. Мастерская резчиков по дереву. Около 1445 года.
Ян Сварт ван Гронинген. Рождество. Около 1530 года.
Франс Поурбус Старший. Портрет живописца Франса Флориса. 1570 год.
Ханс Колларт. Пейзаж с Паном и Сирингой. Около 1565 года.
Мастер смерти Авессалома. Аллегория месяца апреля. 1500 – 1510 годы.
Франс Флорис. Унижение Амана. Около 1550 года.
Представленные на выставке рисунки, разнообразны по своим сюжетам, назначению и технике исполнения.
Дата и время мероприятия: 
с суббота, 21 октября, 2023 (Весь день) по воскресенье, 28 января, 2024 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Галерее графики Государственного Эрмитажа (Зимний дворец, залы № 324 – 328) работает выставка «Рисунки старонидерландской школы».
Галерея графики была открыта в Зимнем дворце летом 2023 года. Это новое выставочное пространство призвано познакомить зрителя с богатейшим собранием западноевропейских гравюр и рисунков XV–XX веков. Первая экспозиция в Галерее рассказывала о взаимосвязи гравюры и рисунка. На ней Эрмитаж представил шедевры мастеров, активно работавших в обоих видах искусства: Дюрера, Пармиджанино, Голциуса, Рубенса, Рембрандта, Гойи и других.
Вторая экспозиция посвящена рисункам старонидерландской школы. Она включает в себя 72 листа и хронологически охватывает приблизительно полтора столетия – с 1430-х до 1580-х годов. С того времени, когда бургундский герцог Филипп Добрый объединил под своей властью существовавшие на этих землях феодальные владения и до тех пор, когда Старые Нидерланды фактически распались в ходе гражданской войны на протестантскую Голландию и католическую Фландрию, оставшуюся под властью испанских королей.
Представленные на выставке рисунки, многие из которых являются подлинными шедеврами графического искусства, разнообразны по своим сюжетам, назначению и технике исполнения. Эскизные наброски пером и кистью соседствуют с листами, выполненными в изысканной технике серебряного карандаша, натурные этюды – с композициями на библейские, аллегорические и мифологические сюжеты, свободные импровизации – с тщательно проработанными проектами гравюр, витражей и шпалер.
Среди экспонатов выставки – работы Петруса Кристуса, Яна Госсарта, Мартена ван Хемскерка, Питера Кука ван Альста, Корнелиса Массейса, Гиллиса Мостарта, Ханса Бола и других крупных мастеров. Многие листы никогда прежде не выставлялись и не воспроизводились в печати.

Огромной славой пользуются шедевры великих живописцев, работавших в Нидерландах XV–XVI веков – Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего. Оригинальные рисунки ранних нидерландских мастеров сохранились в меньшем количестве и, возможно, не обладают столь же широкой известностью. Тем не менее, именно рисунки, созданные художниками для себя, имевшие преимущественно служебный характер, лежали в основе всех законченных художественных произведений. Именно рисунки наиболее ясно отражали суть новых художественных идей, обеспечивали их распространение, устанавливали связь между разными видами искусства.
Первая в истории Эрмитажа экспозиция ранних нидерландских рисунков состоялась в 2010 году. Тогда публике были представлены многие прежде неизвестные листы, идентифицированные и получившие атрибуцию в ходе научной обработки коллекции. Выставка сопровождалась изданием объёмного каталога, содержавшего подробный комментарий к каждому рисунку.
Сегодня, по прошествии тринадцати лет, большинство наиболее ценных в художественном отношении работ, показанных тогда, вновь выставлены на обозрение. Вместе с тем, состав нынешней экспозиции значительно обновлён. В неё включено около двух десятков выявленных за последние годы в фондах музея и до сих пор не публиковавшихся памятников ранней нидерландской графики.
Среди них особое значение имеют два рисунка выдающегося нидерландского живописца середины XVI века Мартена ван Хемскерка – «Вид руин Колизея», исполненный художником около 1535 года во время его путешествия в Италию, и эскиз несохранившейся картины 1540-х годов «Тайная вечеря».
Очень высоким художественным качеством отличается любопытный по сюжету и иконографии лист «Аллегория детства и юности», предположительно приписанный одному из ведущих мастеров эпохи Питеру Куку ван Альсту. Включены в состав экспозиции и некоторые интересные листы, авторство которых пока установить не удалось.
Открывает выставку редчайший в своём роде памятник – «Портрет юноши» работы Петруса Кристуса, ближайшего последователя Яна ван Эйка, одного из ведущих нидерландских живописцев середины XV века. Он принадлежит к числу всего трёх или четырёх сохранившихся графических работ художника. Рисунок, исполненный в технике серебряного карандаша, дошёл до нас с повреждениями – некогда он был обрезан по контуру фигуры и наклеен на новый лист. Эта операция, безусловно, нарушила художественную целостность. Тем не менее, и в нынешнем виде портретный этюд производит исключительно сильное впечатление – жизненной убедительностью образа и тонкостью моделировки форм. Недавно была высказана интересная догадка, что речь идёт об автопортрете художника, исполненном им в середине 1440-х годов.
Наиболее ранние в искусстве Нидерландов рисунки, созданные в качестве самостоятельных законченных произведений, принадлежат Иерониму Босху. Художники, входившие в орбиту его влияния, стремились имитировать приёмы Босха и часто копировали – причём в его же манере – сочинённые им образы. К разряду таких ученических реплик относится и лист «круга Босха», имеющийся в эрмитажной коллекции. Типично босховский сюжет этого рисунка – фантастическая комбинация зловещих и загадочных видений – представляет собой созданные воображением художника образы Ада. Связь этой сцены с искусством Иеронима Босха не вызывает сомнений – в такой мере проявляется здесь присущая ему способность соединять, казалось бы, несочетаемые элементы в целостную, пугающе убедительную картину.
О графических приёмах и манере Питера Брейгеля Старшего, величайшего художника эпохи, чьих достоверных произведений, к сожалению, в Эрмитаже нет, позволяет судить превосходный рисунок «Два идущих крестьянина». В 2010 году он выставлялся как работа самого мастера, но новейшие исследования заставляют отнести его к числу произведений круга художника. Скорее всего, речь идёт о высокой по качеству и близкой по времени создания копии с оригинальной работы Брейгеля середины 1560-х годов.
Подлинным шедевром техники рисунка тонкой кистью на тонированной бумаге является «Мужской портрет» Яна Госсарта. Лист этот представляет особый интерес не только потому, что может быть убедительно приписан руке одного из крупнейших мастеров нидерландской живописи первой трети XVI века, но и ввиду принадлежности его к редкой в Нидерландах того времени категории этюдов, выполненных с натуры.

К выставке подготовлен научный каталог (издательство Государственного Эрмитажа, 2023). Автор каталога – Алексей Олегович Ларионов, куратор выставки, ведущий научный сотрудник Сектора рисунков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.
Куратор выставки – Алексей Олегович Ларионов, ведущий научный сотрудник Сектора рисунков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Материалы из архива: