Джакомо Кваренги. Архитектор и рисовальщик.
В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открывается выставка «Джакомо Кваренги (1744 – 1817). Архитектор и рисовальщик».
В этом году исполнилось 200 лет со дня смерти архитектора Джакомо Кваренги. На его родине, в Бергамо, и в Петербурге проходят различные торжественные мероприятия. Государственный Эрмитаж завершает год выставкой графических работ архитектора.
На экспозиции представлено 100 работ великого зодчего из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музея архитектуры имени Щусева, Галереи Академии Венеции, Городской Библиотеки Анджело Маи и Городских исторических архивов – Коллекции Кваренги (Бергамо), Академии Каррары (Бергамо), Национального Архива (Хельсинки).
Для Петербурга и его окрестностей Кваренги несомненно является одним из главных зодчих, определивших архитектурный облик города. Для выставки были отобраны чертежи и рисунки, связанные с Петербургом.
По его проектам построены такие общественные здания как Здание Ассигнационного банка (1783-1789), здание Академии наук (1783-1785), здание Конногвардейского манежа (1804-1807), Нарвские триумфальные ворота (1814). Кваренги создал новый тип здания для учебных заведений – таких как здания Екатерининского (1804-1807) и Смольного (1806-1808) институтов.
Одним из первых заказов архитектору в столице было строительство Эрмитажного театра и Корпуса Лоджий Рафаэля. Кваренги также занимался оформлением парадных интерьеров Зимнего дворца, одним из его шедевров является Большой тронный (Георгиевский) зал.
Как придворный архитектор Кваренги много строил в загородных резиденциях, особенно в Царском Селе (парковые павильоны в Екатерининском парке и Александровский дворец в Александровском парке). Кваренги создал проекты для бесчисленных усадеб аристократии не только в окрестностях Петербурга и Москвы, но и на территории Украины, Латвии.
На выставке представлены также проекты зданий, которые не сохранились до наших дней. Биржа на стрелке Васильевского острова была разобрана еще при жизни архитектора, уступив место зданию Тома де Томона. Перестройка Большого Каменного театра была поручена Томону, а не Кваренги. Английский дворец в Английском парке Петергофа являлся долгостроем и завершен был лишь при императоре Александре I. В годы Второй мировой войны дворец был утрачен. Та же участь постигла четыре небольшие церкви в деревнях Пулково, Московская Славянка, Кузьмино и Федоровский посад. Компактные в плане, они имели непривычную для русской архитектуры двухбашенную композицию фасада.
Джакомо Кваренги был блестящим рисовальщиком. Видовые рисунки составляют большую часть его творческого наследия. Архитектор изображал не только свои постройки, но и наиболее выдающиеся на его взгляд строения других зодчих. На его рисунках запечатлены виды Петербурга, Царского Села, Петергофа и других местностей. Кваренги часто создавал фантазийные пейзажи, где вымысел переплетается с существующими постройками.
Отдельным разделом выставки являются портреты и шаржи архитектора, который был популярной фигурой, изображаемой художниками-современниками. Поводом для карикатурных портретов также послужило недовольство Кваренги проектом Тома де Томона и строительством нового здания Биржи. На экспозиции представлены и знаменитые, и малоизвестные портретные изображения Кваренги.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился 20 сентября 1744 года в Рота д’Иманья в провинции Бергамо в знатной семье. Обучение свое начал как живописец у лучших бергамских художников, затем продолжил образование в Риме. Однако тяга к архитектуре взяла верх над увлечением живописью. Верный последователь творчества Андреа Палладио Кваренги даже получил дружеское прозвище «Тень Палладио». В 1780 году по приглашению императрицы Екатерины II Кваренги приехал в Россию. Заключив контракт на три года, архитектор проработал в России до конца жизни и послужил трем правителям: Екатерине II, Павлу I и Александру I. Кваренги скончался в Петербурге 2 марта (18 февраля) 1817 года. Похоронен был на католическом участке Волковского кладбища. В 1967 году останки архитектора перезахоронены на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Куратор выставки – Екатерина Михайловна Орехова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.