Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена.
В Пикетном зале Зимнего дворца (№ 196) открывается выставка «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа», организованная Государственным Эрмитажем и Музеем Торвальдсена в Копенгагене.
Экспозиция приурочена к 250-летию со дня рождения выдающегося датского скульптора, одного из ведущих мастеров эпохи неоклассицизма.
Творчество Бертеля Торвальдсена (1770–1844) во многом определило пути развития и облик европейской скульптуры XIX века. Современники мастера высоко ценили его искусство и считали, что он ближе всех подошел к пониманию сути античного идеала и по праву может быть сравним с древними творцами.
По словам Михаила Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа: «Преодолевшие границы пандемии рисунки замечательного скульптора-классициста, гордости Дании Бертеля Торвальдсена, дали повод интеллигентно показать их в диалоге с его же прекрасными рельефами на своеобразную тему покорения стихий Амуром и напомнить об этом великом «эрмитажном» скульпторе, смотрящем на нас с потолка Зала Юпитера и изящно противостоящем своему главному сопернику ‒ Антонио Канове в Галерее истории древней живописи Нового Эрмитажа.
Образ художественного общения с Данией для Эрмитажа, конечно же, неразрывно связан с памятью особо почитаемой нами императрицы ‒ Марии Федоровны, датской принцессы Дагмар, чей прах совершил недавно обратное путешествие в Петербург, чтобы вторично упокоиться в Петропавловском соборе. Торвальдсен здесь ‒ тоже дома».
Впервые в одном выставочном пространстве представлено восемь скульптурных произведений ‒ шесть мраморных рельефов и две мраморные статуи из коллекции Эрмитажа и восемнадцать рисунков из собрания копенгагенского музея. Открывает экспозицию редкий в творчестве Бертеля Торвальдсена «Автопортрет», выполненный в 1811 году, когда скульптор уже приобрел репутацию одного из ведущих мастеров своего времени.
Творческое наследие Бертеля Торвальдсена, как скульптурное, так и графическое, включает в себя большое количество произведений, созданных под влиянием античной мифологии. Среди них представленная на выставке мраморная статуя «Ганимеда» ‒ прекрасного юноши-виночерпия на Олимпе, чья история неоднократно встречается в античной литературе, в частности в «Метаморфозах» Овидия.
Самым любимым мифологическим персонажем Торвальдсена был бог любви ‒ Амур. В Пикетном зале можно увидеть статуэтку «Амур, играющий на лире» и рельеф «Амур у Вакха». Обращает на себя внимание также рельеф «Амур у Анакреонта». На рубеже XVIII‒XIX веков стихи древнегреческого поэта Анакреонта (559‒478 до н.э.) были очень популярны и неоднократно издавались на разных европейских языках. Торвальдсен, вдохновленный этими поэтическими сочинениями, создал в 1823 году свою скульптурную композицию «Амур у Анакреонта». Согласно сюжету ненастным вечером поэт впустил в дом и обогрел замерзшего и промокшего мальчугана – Амура, но божок посмеялся над ним и вонзил ему в грудь стрелу. Эта же сцена представлена на некоторых графических листах мастера, экспонируемых в Эрмитаже. Исполненные в различных техниках подготовительные рисунки и наброски ‒ «Анакреонт и Амур» запечатлели момент драматической встречи античного поэта и крылатого бога любви.
Серия представленных барельефов, получившая название «Власть Амура над стихиями» или «Четыре элемента», подразумевавшая господство Амура над Землей, Воздухом, Водой и Огнем, была создана в 1828 году. В барельефах Амур, удерживающий рукой за гриву могучего льва, символизировал власть крылатого бога над Землей; Амур, восседающий на орле, священной птице Юпитера, и держащий в руке его перуны, означал господство над воздушным пространством. Амур с трезубцем Нептуна в руке и верхом на дельфине олицетворял власть над водной стихией. Покорение царства Огня представлено в виде Амура с двузубцем Плутона и трехголовым Цербером (стражем подземного мира), которого бог любви удерживает тетивой лука.
Рисунки Бертеля Торвальдсена раскрывают, как зарождался, изменялся, интерпретировался и постепенно оформлялся замысел будущего скульптурного произведения. Многие из представленных работ являются подготовительными набросками к эрмитажным рельефам и статуям, например, «Амур и дельфин», «Ганимед», а также уже упоминавшиеся выше листы к рельефу «Амур у Анакреонта».
На выставке, рассказывающей зрителю о Торвальдсене как о замечательном скульпторе и искусном рисовальщике, можно увидеть разные типы рисунков датского мастера – от беглых зарисовок, когда на одном листе представлены многочисленные наброски к скульптурам, например, лист с набросками фигур для фронтона собора Богоматери в Копенгагене, до роскошных полностью завершенных произведений, как рисунок «Амур с бабочкой». Работы подобные «Амуру с бабочкой» предназначались скульптором для подарка своим друзьям-покровителям.
Графические произведения Торвальдсена, привезенные из Копенгагена, впервые демонстрируются в Санкт-Петербурге. Четыре эрмитажных рельефа, составляющих серию «Власть Амура над стихиями», также никогда ранее не выставлялись в Эрмитаже, а два рельефа – «Амур у Вакха» и «Амур у Анакреонта» – демонстрировались в стенах петербургского музея более двадцати лет назад.
Бертель Торвальдсен не бывал в Санкт-Петербурге, но его имя и произведения высоко почитались в стенах Императорской Академии художеств и в великосветских гостиных. Русские художники, продолжавшие свое обучение в Италии, заручались рекомендательными письмами к нему. В Новом Эрмитаже, открытом в феврале 1852 года, один из залов новейшей скульптуры был украшен портретным медальоном с профилем Торвальдсена, размещенном рядом с подобными портретами выдающихся скульпторов, – Микеланджело (1475‒1564), Антонио Кановы (1757‒1822), Христиана Даниэля Рауха (1777‒1857).
Выставка подготовлена Отделом Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (Заведующий Отделом, доктор искусствоведения ‒ Сергей Олегович Андросов). Кураторы выставки: Елена Ивановна Карчёва, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства, кандидат искусствоведения (Государственный Эрмитаж); Маргрете Флориан, главный хранитель (Музей Торвальдсена, Копенгаген).
К выставке издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог: «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа» (2021).
Авторы статей каталога: Елена Карчёва («Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена», «Произведения Бертеля Торвальдсена в Петербурге») и Маргрете Флориан («Рисунки скульптора», «Бертель Торвальдсен. Жизнь и творчество»).