Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена.

Бертель Торвальдсен (1770‒1844) Амур на дельфине мрамор 50х66 см
Бертель Торвальдсен (1770‒1844) Амур, играющий на лире Статуэтка. Мрамор Выс. 58 см.
Бертель Торвальдсен (1770‒1844) Ганимед Статуя. Мрамор Выс. 136 см.
Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 14 июля, 2021 (Весь день) по воскресенье, 3 октября, 2021 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Пикетном зале Зимнего дворца (№ 196) открывается выставка «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа», организованная Государственным Эрмитажем и Музеем Торвальдсена в Копенгагене.

Экспозиция приурочена к 250-летию со дня рождения выдающегося датского скульптора, одного из ведущих мастеров эпохи неоклассицизма.

Творчество Бертеля Торвальдсена (1770–1844) во многом определило пути развития и облик европейской скульптуры XIX века. Современники мастера высоко ценили его искусство и считали, что он ближе всех подошел к пониманию сути античного идеала и по праву может быть сравним с древними творцами.

По словам Михаила Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа: «Преодолевшие границы пандемии рисунки замечательного скульптора-классициста, гордости Дании Бертеля Торвальдсена, дали повод интеллигентно показать их в диалоге с его же прекрасными рельефами на своеобразную тему покорения стихий Амуром и напомнить об этом великом «эрмитажном» скульпторе, смотрящем на нас с потолка Зала Юпитера и изящно противостоящем своему главному сопернику ‒ Антонио Канове в Галерее истории древней живописи Нового Эрмитажа.

Образ художественного общения с Данией для Эрмитажа, конечно же, неразрывно связан с памятью особо почитаемой нами императрицы ‒ Марии Федоровны, датской принцессы Дагмар, чей прах совершил недавно обратное путешествие в Петербург, чтобы вторично упокоиться в Петропавловском соборе. Торвальдсен здесь ‒ тоже дома».

Впервые в одном выставочном пространстве представлено восемь скульптурных произведений ‒ шесть мраморных рельефов и две мраморные статуи из коллекции Эрмитажа и восемнадцать рисунков из собрания копенгагенского музея. Открывает экспозицию редкий в творчестве Бертеля Торвальдсена «Автопортрет», выполненный в 1811 году, когда скульптор уже приобрел репутацию одного из ведущих мастеров своего времени.

Творческое наследие Бертеля Торвальдсена, как скульптурное, так и графическое, включает в себя большое количество произведений, созданных под влиянием античной мифологии. Среди них представленная на выставке мраморная статуя «Ганимеда» ‒ прекрасного юноши-виночерпия на Олимпе, чья история неоднократно встречается в античной литературе, в частности в «Метаморфозах» Овидия.

Самым любимым мифологическим персонажем Торвальдсена был бог любви ‒ Амур. В Пикетном зале можно увидеть статуэтку «Амур, играющий на лире» и рельеф «Амур у Вакха». Обращает на себя внимание также рельеф «Амур у Анакреонта». На рубеже XVIII‒XIX веков стихи древнегреческого поэта Анакреонта (559‒478 до н.э.) были очень популярны и неоднократно издавались на разных европейских языках. Торвальдсен, вдохновленный этими поэтическими сочинениями, создал в 1823 году свою скульптурную композицию «Амур у Анакреонта». Согласно сюжету ненастным вечером поэт впустил в дом и обогрел замерзшего и промокшего мальчугана – Амура, но божок посмеялся над ним и вонзил ему в грудь стрелу. Эта же сцена представлена на некоторых графических листах мастера, экспонируемых в Эрмитаже. Исполненные в различных техниках подготовительные рисунки и наброски ‒ «Анакреонт и Амур» запечатлели момент драматической встречи античного поэта и крылатого бога любви.

Серия представленных барельефов, получившая название «Власть Амура над стихиями» или «Четыре элемента», подразумевавшая господство Амура над Землей, Воздухом, Водой и Огнем, была создана в 1828 году. В барельефах Амур, удерживающий рукой за гриву могучего льва, символизировал власть крылатого бога над Землей; Амур, восседающий на орле, священной птице Юпитера, и держащий в руке его перуны, означал господство над воздушным пространством. Амур с трезубцем Нептуна в руке и верхом на дельфине олицетворял власть над водной стихией. Покорение царства Огня представлено в виде Амура с двузубцем Плутона и трехголовым Цербером (стражем подземного мира), которого бог любви удерживает тетивой лука.

Рисунки Бертеля Торвальдсена раскрывают, как зарождался, изменялся, интерпретировался и постепенно оформлялся замысел будущего скульптурного произведения. Многие из представленных работ являются подготовительными набросками к эрмитажным рельефам и статуям, например, «Амур и дельфин», «Ганимед», а также уже упоминавшиеся выше листы к рельефу «Амур у Анакреонта».

На выставке, рассказывающей зрителю о Торвальдсене как о замечательном скульпторе и искусном рисовальщике, можно увидеть разные типы рисунков датского мастера – от беглых зарисовок, когда на одном листе представлены многочисленные наброски к скульптурам, например, лист с набросками фигур для фронтона собора Богоматери в Копенгагене, до роскошных полностью завершенных произведений, как рисунок «Амур с бабочкой». Работы подобные «Амуру с бабочкой» предназначались скульптором для подарка своим друзьям-покровителям.

Графические произведения Торвальдсена, привезенные из Копенгагена, впервые демонстрируются в Санкт-Петербурге. Четыре эрмитажных рельефа, составляющих серию «Власть Амура над стихиями», также никогда ранее не выставлялись в Эрмитаже, а два рельефа – «Амур у Вакха» и «Амур у Анакреонта» – демонстрировались в стенах петербургского музея более двадцати лет назад.

Бертель Торвальдсен не бывал в Санкт-Петербурге, но его имя и произведения высоко почитались в стенах Императорской Академии художеств и в великосветских гостиных. Русские художники, продолжавшие свое обучение в Италии, заручались рекомендательными письмами к нему. В Новом Эрмитаже, открытом в феврале 1852 года, один из залов новейшей скульптуры был украшен портретным медальоном с профилем Торвальдсена, размещенном рядом с подобными портретами выдающихся скульпторов, – Микеланджело (1475‒1564), Антонио Кановы (1757‒1822), Христиана Даниэля Рауха (1777‒1857).

Выставка подготовлена Отделом Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (Заведующий Отделом, доктор искусствоведения ‒ Сергей Олегович Андросов). Кураторы выставки: Елена Ивановна Карчёва, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства, кандидат искусствоведения (Государственный Эрмитаж); Маргрете Флориан, главный хранитель (Музей Торвальдсена, Копенгаген).
К выставке издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог: «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа» (2021).
Авторы статей каталога: Елена Карчёва («Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена», «Произведения Бертеля Торвальдсена в Петербурге») и Маргрете Флориан («Рисунки скульптора», «Бертель Торвальдсен. Жизнь и творчество»).

Материалы из архива: