Приключения барона Мюнхгаузена в России.
32 мая — в день, подаренный миру бароном Мюнхгаузеном, — в Манеже Малого Эрмитажа открыта выставка в его честь. Однако даже в большей степени она рассказывает о «настоящем» Иерониме Карле Фридрихе фон Мюнхгаузене, многие страницы биографии которого связаны с Россией.
«Эрмитаж в последние годы сделал несколько выставок, посвящённых “обманкам”, иллюзорным картинам. Сегодня мы играем с “обманкой” литературной, имеющей вполне реальные черты, важные для истории русской и мировой культуры. Два образа — реальный и иллюзорный — сходятся вместе благодаря музею», — отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Масштабный проект соединяет исторические факты и эпизоды литературных приключений барона. Многочисленные и разнообразные экспонаты позволят посетителям взглянуть на жизнь Российского императорского двора и Санкт-Петербурга глазами Мюнхгаузена. Многие эпизоды реальной истории подтверждают правдивость рассказов Мюнхгаузена, который, как известно, ненавидел ложь. А некоторые кажутся даже более фантастическими, чем знаменитые выдумки барона.
Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен приехал в Санкт-Петербург в 1738 году в качестве пажа герцога Брауншвейгского Антона Ульриха — жениха принцессы Анны Леопольдовны (племянницы императрицы Анны Иоанновны). Сопровождая герцога, он стал свидетелем многих событий при императорском дворе, присутствовал на придворных торжествах, участвовал в русско-турецкой войне. С 1739 года он служил в Риге в Кирасирском Брауншвейгском полку и с 1740 года командовал Лейб-компанией. Именно Мюнхгаузен встретил в 1744 году на границе будущую императрицу Екатерину II, въехавшую со своей матерью в Россию через Ригу, и возглавлял караул, стоявший у дома, где на три дня остановились путешественницы. Мюнхгаузен покинул Россию в 1750 году, но вскоре состоялось его символическое возвращение сюда уже в качестве героя популярной книги.
«Настоящий» Мюнхгаузен неотделим от литературного персонажа. Экспозиция погружает посетителя в исторический контекст пребывания реального Мюнхгаузена в Российской империи середины XVIII века и одновременно позволяет стать свидетелем «фантастически правдивых» приключений барона.
Структура экспозиции представлена как путешествие по главам книги, на страницах которой реальные исторические экспонаты и документы, связанные с пребыванием Мюнхгаузена в России, соединены с иллюстративным подходом к созданию дизайна. Наряду с подлинными предметами в структуру выставки включены интерактивные сюжеты. Дизайн выставочных стендов отсылает к эстетике старинной книги, свитка с рукописями, а инсталляции размывают границу между реальностью и миром литературной фантазии.
Род Мюнхгаузенов ведет свою историю со времен крестовых походов. На выставке показаны гербы Мюнхгаузенов; документы и художественные произведения, связанные с представителями этого древнего рода. Центральное место занимают Родословная книга Мюнхгаузенов и предметы из фарфорового сервиза, принадлежавшего кузену героя выставки — Герлаху Адольфу барону фон Мюнхгаузену, ганноверскому премьер‑министру, основателю и куратору Гёттингентского университета. Представленное на выставке письмо герцога Карла Брауншвейгского своему брату Антону Ульриху о направлении к нему пажа Мюнхгаузена доказывает, что «барон» не был вымышленным литературным персонажем и действительно побывал в Российской империи.
В раздел выставки "При Российском императорском дворе" вошли материалы о важных государственных событиях, произошедших во время пребывания Мюнхгаузена в России, роскошные предметы придворного быта, портреты членов императорской семьи, придворных, с которыми встречался Мюнхгаузен; мемориальные предметы, принадлежавшие императрице Анне Иоанновне, ее фавориту герцогу Бирону, фельдмаршалу Миниху и пр. Важной частью раздела являются археологические материалы из раскопок несохранившихся дворца Анны Иоанновны и прилегающих дворцовых построек, в которых ежедневно бывал Мюнхгаузен.
В этом же разделе посетители знакомятся со сведениями из газет «Санкт‑Петербургские ведомости» и другими официальными источниками, содержащими описание реальных событий. Эти тексты нередко кажутся еще более фантастическими, чем рассказы Мюнхгаузена.
Значительное место в приключениях Мюнхгаузена занимают сюжеты из Русско‑турецкой войны, в которой он участвовал в 1738 году. В этом разделе представлены портреты командующих русской армией, изображения сражений; мортира 1730-х годов, приборы для расчёта меры пороха и определения дальности полёта ядра (эти предметы убеждают в том, что при точном расчёте можно было действительно пролететь на ядре во вражескую крепость, как и рассказывал Мюнхгаузен).
«Российский ротмистр». Служба в Риге.
Эта часть экспозиции рассказывает о службе Мюнхгаузена в Брауншвейгском Кирасирском полку, встрече на границе Ангальт‑Цербстской принцессы (будущей Екатерины II) в 1744 году. С Ригой связаны и важные страницы личной жизни Мюнхгаузена. Именно здесь он женился на Якобине фон Дунтен, с которой прожил много счастливых лет.
Среди экспонатов раздела представлены обмундирование и штандарт Кирасирского полка, в котором служил Мюнхгаузен, портреты молодой Екатерины II, её матери и других исторических лиц, которых Мюнхгаузен встречал в приграничном городе. Особыми раритетами стали подлинные рапорты Мюнхгаузена, составленные во время его службы в Риге, — ещё одно подтверждение, что знаменитый рассказчик действительно жил в России.
Приключения на охоте.
Не случайно многие известные эпизоды из историй Мюнхгаузена связаны с охотой. В XVIII столетии представители благородного сословия многие часы посвящали этому достойному дворянина занятию. И «охотничьи» рассказы, подобные историям Мюнхгаузена, были весьма популярны.
На выставке представлены материалы, рассказывающие об увлечении охотой в Европе и России XVIII столетии, особом пристрастии императрицы Анны Иоанновны к охоте и меткой стрельбе. Среди экспонатов: фарфор, стекло, серебро, драгоценности, предметы из резной кости, картины, шпалеры с изображением сцен охоты и охотничьих трофеев, а также охотничье оружие. Доказательством правдивости рассказов Мюнхгаузена стали ружья, из которых действительно можно было стрелять вишнёвыми косточками.
Рождение литературного персонажа.
Уже в конце XVIII Мюнхгаузен символически «вернулся» в Россию, теперь уже как персонаж известнейшей книги. На выставке представлены публикации приключений Мюнхгаузена, начиная с самой ранней — 1761 года. Здесь же экспонируются иллюстрации к приключениям барона, а также карикатуры XIX века, в которых использованы темы рассказов Мюнхгаузена; посвящённые ему юбилейные монеты и банкноты.
На выставке представлено около 500 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа, а также музеев, библиотек и архивов Санкт‑Петербурга и Москвы, значительная часть которых демонстрируются впервые.
Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем при участии:
– Архива внешней политики Российской империи, Москва;
– Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт‑Петербург;
– Государственного архива Российской Федерации, Москва;
– Российского государственного архива древних актов, Москва;
– Российского государственного военно-исторического архива, Москва;
– Российского государственного исторического архива, Санкт‑Петербург;
– Российской государственной библиотеки, Москва;
– Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург.
Дизайн-концепция — Андрей Андреевич Пунин.
Художественное оформление и иллюстрации — Екатерина Владимировна Филипенко.
Издательством Государственного Эрмитажа будет подготовлен научный иллюстрированный каталог к выставке. Научный редактор каталога — заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Вадимович. Вилинбахов. Автор вступительного слова к каталогу — генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. Дизайнер каталога — Анастасия Валерьевна Иванова.
К выставке Сектором подготовки электронных изданий Государственного Эрмитажа создан видеофильм, построенный в форме диалога куратора выставки с И. К. Ф. фон Мюнхгаузеном о его приключениях в России.
Автор концепции и куратор выставки — старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Наталья Юрьевна Бахарева.