Ученица Рериха.
В Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов (В.О., 18-я л., д.1) открыта выставка "Ученица Рериха. А. В. Щекатихина-Потоцкая".
Помимо уникальных экспонатов из фондов Музея-института, на выставке будут представлены живопись, графика, фотографии, документы, книги, фарфор из собраний Эрмитажа, Русского музея, Музея театрального и музыкального искусства, K-Gallery, Российской национальной библиотеки, ГМЗ «Петергоф», Частных собраний, а также из Ивангородского филиала ГБУК ЛО "Музейное агентство" - Ивангородский музей.
Выставка «Ученица Рериха. А. В. Щекатихина-Потоцкая» представит творчество художницы Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой (1892 ― 1967). В краткой официальной автобиографии, представленной на выставке, наряду с другими самыми важными сведениями, она сообщила о себе:
«Ученица Рериха»; выставка продемонстрирует связь её творчества с творчеством Н. К. Рериха. Свой профессиональный путь она начинала с обучения в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств
(1908 ― 1915), возглавляемой в ту пору Н. К. Рерихом. Её преподаватели – И. Я. Билибин, Я. Ф. Ционглинский, Н. К. Рерих – отзывались о Щекатихиной как об одной из лучших учениц школы. За успехи в учёбе она была награждена поездкой по городам Русского Севера, а также командировкой за границу. Во Франции непродолжительное время обучалась в Академии Рансон (Париж). Н. К. Рерих неоднократно привлекал свою ученицу к художественным проектам. Так, Щекатихина помогала в создании росписей храма св. Духа для имения княгини М. К. Тенишевой (1912); участвовала в создании эскизов костюмов и декораций для таких театральных постановок как пьеса-сказка «Снегурочка» (1912), балет «Весна священная» (1913), опера «Князь Игорь» (1909; 1914). В дальнейшем самостоятельно оформляла оперу «Рогнеда», оперу «Сказка о царе Салтане» и др. Первый брак с юристом Н. Ф. Потоцким (1915), от которого родился сын Мстислав, связал её с семьёй основательницы музея семьи Рерихов в Петербурге Л. С.
Митусовой (её мать, Е. Ф. Потоцкая, была сестрой Н. Ф. Потоцкого) и, соответственно, семьёй Н. К. Рериха (Митусовы приходились родственниками Рерихам по линии супруги художника Е. И. Рерих). Фонды Музея-института хранят письма, фотографии, подарки, которыми обменивались между собой члены этих артистических семей, пронося сквозь десятилетия тепло отношений, заложенных в годы школьного сотрудничества. Судьба Щекатихиной-Потоцкой сложилась таким образом, что ей довелось жить в Российской империи, в Египте (1923-1925), во Франции (1925-1936) и в Советской России (с 1936). Образы и художественные традиции различных культур переплелись в её творчестве. В неспокойные послереволюционные годы художница вместе с малолетним сыном переезжает в Каир (1923), где во второй раз выходит замуж за графика И. Я. Билибина. С 1918 года Щекатихина приглашена работать на Государственный фарфоровый завод (в советское время – Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова), сотрудничество с которым не прерывала на протяжении всей жизни. Она явилась автором непревзойденных изделий из фарфора как по мастерству исполнения росписи, так и по самобытному характеру сюжетов. Из поздних работ художницы для массового производства - чайный сервиз «Красная смородина» и кофейный сервиз «Кизил», представленные на выставке наряду с более ранними росписями, выполненными на вазах, чашках, блюдцам, тарелках и скульптуре. Выставка продолжит рассказ, начатый в 2020 году на выставке «И. Я. Билибин». Она станет частью многолетнего выставочного проекта Музея-института семьи Рерихов «Н. К. Рерих. Круг жизни. Санкт-Петербург», цикла «Николай Рерих и художники Императорского общества поощрения художеств».