От готики до Гойи.
В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа работает выставка «От готики до Гойи. Испанская живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина».
Хронологически экспозиция охватывает период с конца XV до начала XIX века – от поздней готики до «золотого века» испанской живописи. В составе выставки полотна Луиса де Моралеса, Эль Греко, Франсиско де Сурбарана, Бартоломе Эстебана Мурильо, Антонио Переды, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи. Эти художники продолжили традиции мастеров прошлого и открыли новый этап в истории западноевропейского искусства, сформировав независимую национальную школу.
Основой, на которой развивалось искусство Испании, было непосредственное наблюдение окружающего мира. Это определило особую свежесть художественных приёмов испанских мастеров и национальный характер живописи. Они мало обращались к мифологии, главными темами были преимущественно евангельские сюжеты и жизнеописания святых. Бытовой жанр, пейзаж, натюрморт играли скорее подчинённую, нежели самостоятельную роль. Единственным светским жанром, получившим широкое развитие, был портрет.
Высокий расцвет культуры относится к XVII столетию, за которым закрепилось название «золотого века», когда испанская живопись заняла одно из ведущих мест среди других европейских школ. Это удивительным образом совпало со временем политического и экономического упадка. В отличие от других стран в общей картине развития испанского искусства меньше целостности и стилевого единства. Строгая сдержанность и аскетизм соседствуют здесь с безудержной пышностью, косность с художественной смелостью, а архаизирующее начало – с опережающими свою эпоху новаторскими решениями.
На выставке представлены восемнадцать картин из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и четыре из коллекции испанской живописи Государственного Эрмитажа. Прежде некоторые из этих произведений находились в собрании картинной галереи Императорского Эрмитажа и составляли пары. В 1924–1930 годах эти пары были разделены. Среди них «Портрет графа Оливареса» (ГМИИ) и «Портрет Филиппа IV» (Эрмитаж) Диего Веласкеса; «Натюрморт с часами» (ГМИИ) и «Натюрморт с поставцом» (Эрмитаж) Антонио Переды; «Бегство в Египет» (ГМИИ) и «Распятие» (Эрмитаж), «Девочка с корзиной фруктов» (ГМИИ) и «Мальчик с собакой» (Эрмитаж) Мурильо. Выставка даёт уникальную возможность увидеть их на экспозиции рядом, как это было 200 лет назад.
Открывают экспозицию произведения готической испанской живописи, редко встречающиеся в музеях мира. Отражением господствовавшего в Испании стиля готики являются картины со сценами из жизни Христа и «Архангел Михаил, взвешивающий души умерших».
Поздний испанский Ренессанс подарил миру таких ярких и самобытных художников, как Луис де Моралес (ок. 1515–1586/1509–1586) и Эль Греко (Доменикос Теотокопулос, 1541 /1542–1614). Произведения Луиса де Моралеса на религиозные сюжеты наполнены глубокими личными переживаниями, в их трактовке чувствуются отголоски настроений, характерных для современной художнику действительности. Примером является созданный им образ Христа в картине «Се человек» из собрания ГМИИ.
Творчеству Моралеса созвучно искусство Эль Греко. Художник приехал в новую для него страну в возрасте 35 лет. Зрелый мастер, со сложившимися взглядами и убеждениями, получивший профессиональные навыки на своей родине, острове Крите, в Венеции и Риме, он, казалось бы, мог рассчитывать на успех. Однако искусство Эль Греко оказалось чуждым атмосфере Эскориала, для украшения которого собирал мастеров король Испании Филипп II. Эль Греко не удалось стать придворным художником. Как недвусмысленно объясняет Хосе де Сигуэнса, летописец Эскориала, написанные с великим искусством картины Эль Греко не нравились королю и его приближённым, поскольку изображенные художником святые «не вызывают желания молиться». Местом творческой деятельности мастера стал древний Толедо. Здесь, среди образованных людей, писателей, художников, музыкантов, понимавших противоречия современной Испании, искусство Эль Греко достигло расцвета.
Рубеж XVI и XVII столетий – время формирования независимой национальной школы. В творчестве художников Испании усиливаются черты, которые определили основные особенности искусства эпохи расцвета: свежесть восприятия и трактовки окружающего мира, склонность к драматизму, одухотворённость образов. Новый стиль развивался повсеместно, но прежде всего в ведущих художественных центрах страны – Мадриде, Толедо, Севилье, Валенсии.
Плеяду великих мастеров Испании XVII века открывает Хусепе де Рибера (1591–1652). Испанец по происхождению, он почти всю жизнь провёл в Италии. Однако работал художник при дворе испанских наместников в Неаполе, всегда был окружён соотечественниками и сохранял тесную связь с родиной. Интерес к окружающей действительности, драматическим ситуациям, использование контрастного освещения определили основу творчества Хусепе де Риберы. В «Святом Онуфрии» достигает совершенства колористический дар художника. Отношение к религиозным сюжетам как к действительно происходившим, близость к натуре и вместе с тем монументализация и героизация персонажей христианских легенд – эти черты роднят Риберу с другими испанскими мастерами XVII столетия.
Художественные идеалы Испании XVII столетия ярко воплотились в творчестве Франсиско Сурбарана (1598 – ок. 1664), сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма. Он принадлежал к поколению тех мастеров, искусство которых выдвинуло испанскую живопись на одно из первых мест в Европе. Экспозиция включает такие произведения, как «Благословляющий младенец Христос» и «Мадонна с младенцем» из собрания ГМИИ. Образы героев исполнены благочестия, но их религиозность не исступлённая, как у Эль Греко, за внешним спокойствием скрывается глубокий драматизм жизни. Действующих лиц художник обычно писал с натуры, поэтому они отличаются яркими портретными характеристиками.
Один из самых знаменитых испанских живописцев «золотого века» – Диего Веласкес (1599–1660). В отличие от большинства соотечественников, преимущественно работавших в области религиозной тематики, Веласкес стал одним из первых мастеров, в творчестве которых жанровая живопись заняла ведущее место. В 1623 году художник переехал в Мадрид, где был назначен на должность главного живописца короля. В портретном наследии Веласкеса есть репрезентативные композиции, в которых он следует принципам барочного парадного портрета, восходящим к Рубенсу и ван Дейку. Таковы представленные на экспозиции парные портреты короля Испании Филиппа IV и всесильного министра испанского двора графа-герцога Оливареса.
К числу лучших художников Мадрида середины XVII века относится Антонио Переда (1608–1678). На выставке его творчество представлено картиной «Кающаяся Мария Магдалина» (ГМИИ) и двумя натюрмортами – из собрания Пушкинского музея и Эрмитажа. В натюрмортах эпохи расцвета предметы обычно немногочисленны, а потому ни одна деталь не ускользает от зрителя. Во второй половине столетия испанский натюрморт в некоторой степени утрачивает свою возвышенность. Это, в частности, сказывается в произведениях Антонио Переды, где появляется перегруженность, не свойственная работам более раннего периода. Художник мастерски передает фактуру вещей, великолепно пишет поверхность фаянса с рельефным узором, прозрачное стекло, тяжелую ткань.
Раньше других испанских художников широкую известность за пределами Пиренеев получил Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Его творчество было связано с лучшими традициями национального искусства эпохи расцвета. Мурильо родился и прожил всю жизнь в Севилье. Он сменил Сурбарана на должности главного художника города. В 1660 году стал президентом Академии художеств в Севилье. Его работы безукоризненно точны композиционно, богаты и гармоничны по колориту. Мурильо много работал по заказам монастырей и храмов, при этом уделял большое внимание жанровой живописи. В отличие от многих работ художника на религиозные темы лучшие его жанровые сцены абсолютно не сентиментальны, в них видна острая наблюдательность. В 1650-е годы им были созданы «Мальчик с собакой» из собрания Эрмитажа и парная к нему «Девочка с корзиной фруктов» (ГМИИ), которые можно увидеть на выставке. Творчество Мурильо завершило «золотой век» испанского искусства.
Начало развитию реалистической живописи нового времени положил Франсиско Гойя (1746–1828), олицетворивший собой целую эпоху. Значительное место в творчестве одного из самых ярких представителей романтизма занимал портрет. Мало кто из современников Гойи может сравниться с ним по широте образного диапазона, многообразию характеристик и исключительно острому, личному восприятию модели. В своём творчестве он стремился раскрыть содержательность и внутреннюю страстность женской натуры. Примером может служить представленный на выставке «Портрет художницы Лолы Хименес» из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Кураторы – Святослав Константинович Савватеев, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, и Светлана Геннадьевна Загорская, ведущий научный сотрудник Отдела искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
К выставке издан научный каталог «От готики до Гойи. Испанская живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» [СПб, Издательство Государственного Эрмитажа, 2024]. Авторы – С. К. Савватеев и С. Г. Загорская.