Дачная жизнь.
На выставке представлены фотографии конца XIX — начала XX века из собраний РОСФОТО, музея-заповедника «Петергоф», Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Музейного агентства Ленинградской области и частных коллекций. Экспозиция знакомит с укладом дачной жизни Российской империи: уютными семейными застольями, милыми развлечениями, игрой в теннис и крокет, купанием, танцами, прогулками пешком и на велосипеде, сбором грибов и ягод, самодеятельными постановками, народными гуляньями и, конечно же, фотографированием. Модная техническая новинка, уже ставшая доступной широкой публике, привлекала горожан именно летом обилием света и свободного времени.
На любительских и семейных снимках запечатлены многие выдающиеся люди эпохи, проводившие лето на дачах вблизи Петербурга: семья архитектора Бенуа в Петергофе, светская дама Юлия Лорер, художник Иван Владимиров, ветеринарный врач Карл Коссе, золотопромышленник Виктор Базилевский, Илья Ефимович Репин в Куоккале и академик Александр Карпинский в Сиверской. Также на выставке можно увидеть семейный альбом Набоковых-Рукавишниковых из усадьбы Рождествено и многие другие интереснейшие сюжеты.
Свое происхождение слово «дача» берет еще из петровских времен, когда так называлась дарованная земля. Чаще всего это связано с наделами на берегах Балтики, которые Петр I давал для строительства приморских усадеб, именуемых мызой или дачей.
Дачный бум — явление второй половины XIX века, когда происходит бурное строительство железных дорог, особенно вокруг Петербурга, вводятся обширные территории под застройку и аренду, а новый социальный слой — средний класс, желая сбежать из жаркого и шумного города, активно переезжает в пригороды. В это время название «дача» плотно закрепляется за загородным летним домом, в котором несколько месяцев живет семья. В первую очередь дачный мир формируется вокруг императорских резиденций, таких как Петергоф и Царское Село. Но и другие направления имеют свои центры притяжения — курорты, живописную местность, водоемы.
Обычно горожане на лето снимали дом или участок, а более состоятельная публика могла позволить себе приобретение или строительство. Дачи строились как по индивидуальным, так и по типовым, наиболее распространенным проектам, имеющим много общих черт и хорошо продуманных архитектурных решений. Главное место дачной семейной жизни — залитая солнцем веранда и просторная деревянная терраса с крыльцом. Именно здесь происходили съемки групповых фотографий дачной жизни.