Русское лоскутное шитье.
Искусство лоскутного шитья, известное многим народам мира, получило широкое распространение. «Квилт-клубы» объединяют любителей шитья орнаментальных композиций из кусочков тканей, в которых могут быть использованы аппликация, вышивка, кол¬лаж и т.д. «Квилт» - один из самых ярких и многоликих видов современного искусства.
Однако народное шитье во многом отличается от городского «квилта» - у него свои, отработанные десятилетиями приемы, формы предме¬тов, свой образный строй. В каждой мест¬ности – группе деревень, районе, области – оно отличается самобытностью и неповтори¬мостью.
На выставке в Строгановском дворце демонстрируется подлинно народное лоскутное шитье, получившее развитие в деревнях, селах и малых городах России. Ее цель – представить как местные особенности лоскутного шитья различных центров народного искусства России, так и своеобразный творческий почерк отдельных мастеров.
Выставка приурочена к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России и 85-летию со дня основания Отдела народного искусства Государственного Русского музея.
Лоскутное шитье – яркое художественное явление прошлого и современности. В произведениях очевидны связь и взаимное влияние различных видов местного народного искусства: узорного ткачества, вязки, плетения из бересты, резьбы и росписи по дереву, росписей в интерьере крестьянского дома.
Традиции лоскутного шитья складывались в России в XIX веке. Это связано с широким распространением в крестьянской и город¬ской среде фабричных ситцев – хлопчатобу¬мажных тканей с набивным рисунком. Ситцы стали предметом повседневного обихода низших классов, проникли в быт крестьянского и мещанского дома.
Лоскутные одеяла шили не из новых тканей, а из кусочков отслуживших свой срок предме¬тов одежды и домашнего обихода. Лоскутные ткани в деревенском одеяле часто имели неправиль¬ную форму, подбирались произвольно. Но с самого начала стали формироваться художественные принципы и приемы создания орнаментальных лоскутных композиций: мастерицам помогал многовековой опыт работы над крестьянским костюмом.
Музеи России стали собирать лоскутное шитье и изучать его как вид современного искусства в 1970-е. Некоторые центры шитья, например, в Архангельской области, стали известны благодаря крупным выставкам. Другие очаги продолжали жить скрытой от глаз зрителя жизнью.
В собрании Русского музея есть интересная группа произведений – лоскутные одеяла рубежа XIX – XX веков из Казанской губернии. Композиции одеял отличаются сложностью. Они составлены из сотен миниатюрных деталей, сшитых вручную: квадратов, ромбов, треугольников из фабричных тканей. Центральное поле окружено несколькими узорными каймами – цепями крошечных фигур, как бы нанизанных одна на другую. В одеялах казанской мастерской чувствуется рука талантливого мастера-колориста. Возможно, они были созданы с помощью профессиональных художников для участия в какой-либо художественно-промышленной выставке. В современных образцах такие сложные приемы монтажа уже не встречаются.
Уже многие десятилетия лоскутные ковры и покрывала шьют из новых, ярких тканей. Сдержанный колорит, сочетание приглушенных неярких тонов встречаются редко и характерны лишь для нескольких локальных центров – в Псковской и Ленинградской областях.
Крестьянки Бокситогорского района Ленинградской области – из отдаленных вепсских деревень – делают лоскутные одеяла с необычным рисунком в виде восьмиконечных звезд. Неяркие сумрачные краски, угловатые элементы композиции создают особый образный строй произведений, близкий суровой природе этого глухого лесного края. Те же мастерицы делают и полюбившиеся многим местным жителям круглые плетеные коврики.
Миниатюрные узоры ковриков из Псковской области восхищают не только своим изяществом и тонкостью цветовых сочетаний, но и тем, что их автор – мужчина, священник Г.С. Вишневский. Такое умелое обращение мужских рук с нежным шелком – это редкость во все времена.
Архангельские коврики-кругляши – уникальное явление в народном текстиле. Они привлекают богатством фактуры и цвета. Лоскутки напоминают то сполохи северного сияния, то раскрывающиеся лепестки цветка, то рябь на воде, отражающей закатные краски неба.
Классические круглые коврики со строгим ритмом чередующихся разноцветных треугольников делала М.В. Денисова в старинном селе Веркола на Пинеге. Близки к ним, но более динамичны работы П.П. Журавлевой из Вилегодского района. Это квадратные и прямоугольные коврики, в центре которых лежит тот же круг. В Красноборске О.И. Соломичева делала маленькие кругляши; их рисунок напоминает звезды.
Столь же разнообразно искусство шитья больших лоскутных композиций – ковров и покрывал. Работы мастериц из Вилегодского района – величественные и монументальные произведения. Сложная композиция геометрического характера строится на контрасте чередующихся ярких и светлых полос.
Многие центры северного народного искусства располагаются по течению крупных рек: Мезени, Северной Двины и ее притоков – Ваги, Пинеги и др. У каждого их них свое лицо, свои ведущие мастера.
В пинежском селе Карпогоры А.С. Исакова делала нежные по цвету коврики из тонких полосок узорной ткани, составляющих восьмиугольные фигуры. В ее работах достигается впечатление условного пейзажа – кругов, разбегающихся по воде, скалистых берегов.
Другой северный центр в деревне Кушкопала также имеет свои приемы шитья. Покрывало мастерицы М.А. Кокориной строится из широких полос, в которых яркие ленты сходятся под углом, образуя зигзаги; рисунок динамичный, экспрессивный.
Широко известны работы Л.И. Плюсниной из Красноборского района. Она шила большие лоскутные одеяла и коврики из десятков узорных квадратов, на первый взгляд, не составляющих цельную композицию, а собранных вместе произвольно. Но природный вкус мастерицы допускает смелые сочетания, уравновешивая их более сдержанным окружением.
Выставка не исчерпывает всего богатства народного лоскутного шитья, но показывает многообразие путей развития этого искусства, его верность народным идеалам красоты.