Выставка «Небесные хранители православной Эллады».

Небесные хранители православной Эллады
Небесные хранители православной Эллады
Небесные хранители православной Эллады
Фасадная керамика храма Серафима Саровского в Салониках.
Дата и время мероприятия: 
с вторник, 27 октября, 2020 (Весь день) по вторник, 26 января, 2021 (Весь день)
Адрес: 
Петропавловская крепость
Государев бастион
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Музее архитектурной художественной керамики (Петропавловская крепость, Государев бастион) открывается выставка «Небесные хранители православной Эллады. Фасадная керамика храма Серафима Саровского в  Салониках», подготовленная совместно Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, ЧУК «Музей “Керамарх”» и Реставрационно-производственной компанией «Паллада».
Строительство и украшение храма Серафима Саровского в Салониках с 2013 года ведется согласно проекту, разработанному Мастерскими Андрея Анисимова. Большое значение в создании целостного художественного образа авторами отведено декору  — белокаменной резьбе и керамическим монументальным панно и вставкам.
Работа над фасадной керамикой собора длилась два года. Для проекта потребовалось более 1,5 тонн глины, было проведено 60 обжигов. Результат зрители смогут оценить на выставке.
В экспозиции представлены монументальные керамические панно для храма Серафима Саровского в Салониках в Греции, выполненные в Православных мастерских «Финист» (группа компаний «Паллада», Санкт-Петербург) по эскизам художника Анны Верди (скульпторы — Сергей Зинов и Елена Климова-Молль, роспись Аурела Маринуцы и Ольги Салминой). Это четыре законченные керамические композиции размером около 4,5 метров: «Спас Нерукотворный с ангелами», «Давид Псалмопевец», «Богоматерь Оранта», «Ангел у гроба Господня».
Рядом демонстрируются подготовительные эскизы, картоны, формы, пробные керамические образцы, фиксирующие разные технологические этапы и творческие поиски мастеров. Особое внимание кураторы уделили раскрытию процесса создания фасадных панно. Отдельный раздел рассказывает об архитектурном решении храма.
Возможность рассмотреть все детали панно, рассчитанных на установку на большой высоте, уникальна — сразу же после открытия границ готовые композиции будут отправлены в Грецию и займут отведенное им место на фасадах храма.

Комментарии участников:

Константин Лихолат, директор реставрационно-производственной компании «Паллада» и ЧУК «Музей “Керамарх”» отмечает нетипичность подобного решения для Греции: «Использование керамики для украшения фасадов, тем более в современном строительстве, очень необычно для этого региона. Полагаю, что храм Серафима Саровского станет настоящей жемчужиной города Салоники и точкой притяжения не только для паломников, но и для всех интересующихся искусством и архитектурой. Законченные панно даже превзошли наши ожидания, и мастерские «Финист» гордятся данной работой».

Анастасия Долгова, куратор выставки, заместитель директора ЧУК «Музей “Керамарх”»: «События 2020 года, выдавшегося очень непростым для всех, безусловно, сказались и на музейной работе. Целый ряд выставок нам пришлось отменить или отложить. Но нет худа без добра — из-за закрытых границ у «Керамарха» появилась уникальная возможность представить широкой публике произведения, которые уже должны были быть отправлены в Грецию».

Андрей Анисимов, архитектор, руководитель проекта по созданию декоративного убранства храма: «Предложение принять участие в проектировании и строительстве храма во имя св. прп. Серафима Саровского в Салониках было для меня неожиданностью, ведь проект был уже выполнен, храм строился, в цокольном этаже шли богослужения... Я видел сомнения в глазах настоятеля отца Льва Ефремидиса, но не проявлял инициативы... А он решился и обратился к нам с просьбой «причесать» проект! Но понятно, что мы, взяв за основу уже согласованную конструктивную схему, рассчитанную на сейсмический район, создали совершенно новый проект, в котором нам хотелось не только показать красоту и самобытность русского церковного искусства, но и его связь с византийскими корнями. Цельный образ, в котором цветовой и смысловой доминантой, готовящей нас к парящим над городом крестам, являются майоликовые панно, авторские произведения по эскизам и картонам Анны Верди. Создание столь сложных архитектурно-художественных произведений невозможно без слаженно работающего творческого коллектива, каким и является Гильдия храмоздателей».

Анна Верди, художник проекта по созданию декоративного убранства храма: «Для меня достаточно неожиданно, но и в тоже время приятно, что зритель сможет заглянуть за «занавес». На выставках не принято показывать «пот художника», обычное дело — выставить итоговую «картинку». Но что навсегда останется за кадром, так это процесс взаимодействия людей, душевная работа: сердечные чаяния заказчика отца Льва, мощный двигатель организаторов процесса А. Анисимова и К. Лихолата. Остальное — ловкость рук. И самое главное принять и передать, что каждый на своем месте сделал для воплощения этого проекта все, что смог».

Материалы из архива: