Портрет в русской литографии XIX века.
В Зимнем дворце открыта выставка "Портрет в русской литографии XIX века", впервые представляющая 150 произведений из эрмитажного собрания литографированных портретов. Выставка отражает ключевые этапы развития искусства литографии, знакомит с творчеством отечественных и иностранных художников, запечатлевших членов русского императорского дома, государственных деятелей, военных, дам высшего света, художников и других представителей русского общества.
Формирование эрмитажной коллекции относится к началу появления в России в середине 1810-х годов нового вида печатного искусства – литографии. Составленная в 1830 году опись портретных литографий, имеющихся только в Зимнем дворце, насчитывала уже более 700 единиц. В настоящее время эрмитажная коллекция русского литографированного портрета является одной из самых крупных среди музейных собраний.
Первые опыты литографии в России относятся ко времени, когда художественное мировоззрение определяли сентиментализм и вскоре сменивший его романтизм. Интерес к глубине и индивидуальности образов отразился в возникновении небольших портретов-зарисовок, блестящие образцы которых создали А.О. Орловский, О.А. Кипренский и К.П. и А.П. Брюлловы. Эти рисунки, выполненные с натуры энергичными линиями итальянского карандаша, впечатляют легкостью исполнения, демонстрируют черты романтизма, акцентируя особенности внутреннего состояния модели.
Самые ранние из представленных на выставке портретов – листы альбома "Гравюры на камне, исполненные в Санкт-Петербурге в ноябре 1816 года" выпущены первой в России литографской мастерской Военно-топографического депо Главного штаба. 14 "инкунабул" отечественной литографии знакомят с опытами В. Форлопа, П.Ф. Соколова, Х.Ф. Редера в новой технике.
В числе первых русских художников к литографии обратился А.Г. Венецианов. Созданные им портреты Ермака, Ф.Н. Романова, Петра I, Ф.Я. Лефорта, Ф. Прокоповича, Я.Ф. Долгорукова и некоторые другие уже в 1818-1819 гг. поступили в собрание Императорского Эрмитажа. Среди наиболее важных достижений литографов-портретистов первой трети XIX века выделяются автопортреты А.О. Орловского (1817 и 1820 гг.), выполненные в реалистическом ключе: точный и глубокий образ художника раскрывается через предельно простую внешнюю форму портрета.
Важно отметить, что в этот период в искусстве литографии начинают доминировать свойства живописности. К примеру, портреты пастора Ф. Рейнбота и генерала А.П. Ермолова работы П.Ф. Соколова поражают разнообразием цветовых нюансов, мастерским использованием эффектов белой бумажной основы. Другим виртуозом литографской техники был А.А. Васильевский. В черно-белых литографированных портретах А.Н. Голицына, М.М. Сперанского, В.В. Долгорукого и в особенности А.Г. Муравьевой он едва уловимой нюансировкой литографского карандаша передает всю прозрачность тона акварельных оригиналов П.Ф. Соколова.
Русской литографии всегда было свойственно понимание общественной значимости запечатления образов выдающихся людей. Серийное издание портретов своих современников предприняли в разное время художники Г.Ф. Гиппиус, Е.И. Гейтман, Е.И. Эстеррейх. Для серии "Современники" (1827-1828 годы) Гиппиус исполнил портрет А.С. Пушкина, который до сих пор считается одним из самых достоверных. Гейтман налитографировал портреты профессоров Императорской академии художеств в Петербурге – Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса, И.П. Прокофьева (1821 г.). Он же участвовал в переводе в литографскую печать портретов русских генералов Дж. Доу из Военной галереи Зимнего дворца (1824-1827 гг.). Эстеррейх создал поэтизированные портреты русских писателей и ученых, среди которых были И.И. Дмитриев, Д.И. Языков, Ф.В. Булгарин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский (1820-1830-е гг.).
Популяризации искусства литографии способствовало Общество поощрения художников, основанное в Петербурге в 1820 году. Выполняя широкую программу знакомства России с искусством, оно привлекало выпускников Академии художеств к созданию репродукций живописных произведений. Во второй половине 1830-х Общество возглавило выпуск большой серии литографий, посвященной членам Российской академии. Под общим наблюдением А.П. Сапожникова были выполнены 56 портретов, единые по композиции и исполнению, ставшие важной основой для иконографии видных деятелей русской литературы, науки и искусства.
В 1830-1840-х годах стали появляться литографированные портреты, выполненные по заказу представителей аристократических фамилий. Немецкий художник Л. Вагнер с большой точностью и выразительностью выполнял портреты русской знати на модном курорте Баден-Баден. Эти эстампы относятся к последним примерам карандашного экспромта, уходящего из портретного искусства. В большой моде 1840-х были портреты императора Николая I, его детей и супруги, которые наряду с русскими художниками исполняли Ф. Шевалье, С. Мейер, И. Фай с картин К. Робертсон и Ф. Крюгера.
Русский литографированный портрет середины XIX века отличает стремление к объемной передаче образов с помощью тонального рисунка ("Портрет семьи сенатора Турчанинова", литограф Ф.С. Пашенный), интерес к бытовым сюжетам в эстетике бидермайера ("Семья Козляниновых", автор рисунка и литограф – М.А. Зацепин), пристрастие к эстампам больших размеров (официально-парадные портреты).
Тип "разночинного" портрета, строго и скромно оформленного, документально точного, представляют на выставке эстампы А.А. Козлова и В.Ф. Тимма. Талантливый иллюстратор, Тимм с 1851 по 1862 год посвятил себя выпуску "Русского художественного листка" – "художественной летописи России", для которой наряду с военными и бытовыми сюжетами, налитографировал 400 портретов значимых для истории людей, в том числе героев Крымской кампании 1853-1856 гг., зарисованных прямо на местах сражений.
Во второй половине XIX века литографический портрет становится более документальным и менее художественно выразительным, следуя стилистике фотоснимков, невероятно популярных у всех слоев населения. Монументальное издание Редакции российской военной хроники 1853-1856 годов составили портреты, унифицированные по композиции и единые в стремлении зафиксировать лишь внешний облик воинов-героев, их чины и награды. Стилистике фотопортрета сознательно следует и П.Ф. Борель, литографируя листы "Портретной галереи русских литераторов, художников и других замечательных людей" в 1859-1863 годах.
Возрождение интереса к оригинальному графическому портрету наступило лишь на рубеже XIX и XX столетий, когда к литографской печати обратились художники "Мира искусства" – Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, О.Э. Браз, Е.Е. Лансере, Ф.А. Малявин, В.А. Серов. В 1899 году они подготовили сюиту "15 литографий русских художников" (на выставке представлены эстампы Серова и Бакста). Изящным рисунком в стилистике модерна, с экспромтной быстротой авторы запечатлели живые и выразительные лица художников-современников.
Куратор выставки – Галина Алексеевна Миролюбова, хранитель коллекции, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.