Спектакль «Урал Интро».

Приказ короля_Ольга Керелюк_Урал Опера Балет
Приказ короля_Ольга Керелюк_Урал Опера Балет
Приказ короля_Ольга Керелюк_Урал Опера Балет
Вальпургиева ночь. Джорджа Баланчина
Вальпургиева ночь. Джорджа Баланчина
Спектакль XIX сезона Международного фестиваля балета Dance Open.
Дата и время мероприятия: 
четверг, 10 декабря, 2020 - 19:00
Адрес: 
Александровский парк, 4
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

C 10 по 16 декабря 2020 в Санкт-Петербурге при государственной поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга пройдут спектакли XIX сезона Международного фестиваля балета Dance Open.
За время пандемии, от которой досталось всем, сотни проектов вынужденно прошли online – и Dance Open не исключение. Впервые в истории фестиваля в этом году вместо апрельского сезона, который пришлось перенести, состоялся балетный online-марафон. В него вошли трансляции премьерных в России спектаклей, лекционный курс, новые фильмы про балет с раритетными видеозаписями и комментариями экспертов, балетный «сторителлинг», образовательные digital-проекты и многое другое. В сотрудничестве с данс-критиками фестиваль впервые представил на сайте danceopen.com online-энциклопедию «Энрико Чеккетти и балет XX века». За две недели online-марафона к Dance Open в сети присоединились свыше 4 миллионов поклонников танца.
Но, каким бы насыщенным ни был online, он есть и останется компромиссом. Поэтому команда Dance Open продолжает работать и, принимая все риски на себя, открывает декабрьский offline-cезон. Он почти полностью состоит из российских премьер. И почти весь – о любви. Без излишней философии, провала в модные дискурсы и омуты неразрешимых головоломок. Потому что сейчас главное – настройка на красоту, энергию и дыхание танца, который вдохновляет жить.

10 декабря — вечер первый: на сцене Театра «Балтийский дом» артисты Урал Балета представят программу премьер «УРАЛ ИНТРО». В нее войдут три сочинения, которые можно увидеть только в Екатеринбурге: три образа академического танца, три доказательства того, что он может быть современным, зрелищным и острым искусством, а его ресурсы неисчерпаемы и не требуют литературных и иных оболочек. Вечер откроется сюитой из балета «Приказ короля» — оригинальной постановкой художественного руководителя Урал Балета Вячеслава Самодурова на музыку петербургского композитора Анатолия Королева. Математически совершенные картины танца, возможно, напомнят мечтателям о блистательной эпохе версальских балетов, и разбавят золотом солнечных па серую петербургскую зиму. Однако не надо думать, что авторы приглашают зрителей в музей: название «Приказ короля» носил один из балетов Мариуса Петипа, но на этом сходства с ним заканчиваются. Анатолий Королёв написал новую музыку: в ней легко узнать отсылки к разным произведениям и музыкальным стилям прошлого, но ни одно из них не процитировано напрямую. Вячеслав Самодуров тоже никого не цитировал. Центральным номером постановки он сделал гран-па: эта форма сложилась в балетах Петипа в конце XIX века, и хореограф вместе с композитором наполняют ее новым содержанием. Каждый номер гран-па отличен по стилю от предыдущего: «Приказ короля» отчасти напоминает катание на американских горках, когда невозможно сказать, какой вираж поезд совершит в следующую секунду.
В сюиту из «Приказа короля», которая будет исполнена на фестивале, вошло именно гран-па, а также финальная air de danse, что в переводе означает «танцевальная мелодия» и происходит из балетов Люлли, в которых выступал Людовик Четырнадцатый. Версальские спектакли обычно завершались выходом короля и придворных, облаченных в парадную униформу. Подобным антре завершается и эта постановка.
Brahms Party на музыку Иоганнеса Брамса также поставлен по заказу екатеринбургского театра. Балет-мальчишник для девяти солистов сочинил Антон Пимонов, в течение трех сезонов служивший хореографом Урал Балета, а ныне возглавивший труппу в Перми. Принято считать, что балет — искусство по преимуществу женское, и «Спартак» – пожалуй, единственный образец мужского балета, который чаще всего приходит на ум как исключение из общего правила. Именно поэтому Brahms Party — редкое явление не только на российской, но и на мировой танцевальной сцене. В постановке участвуют девять танцовщиков. Само понятие мужского танца, которое обычно сводится к героике и патетике, трактуется Антоном Пимоновым по-новому. Это танец с мощным силовым вектором, но вместо патетики в нем — ирония, юмор и немножко хулиганство, а вместо героев – обычные ребята. Как будто хореограф сделал моментальный снимок энергичной и молодой труппы. Brahms Party опровергает утверждение, будто полноценный балет обязательно нуждается в литературной основе. Правда, одновременно с этим он демонстрирует и бессмысленность выражения «танец ради танца». Танца ради танца не существует: в графу «краткое содержание балета» каждый из зрителей может вписать собственный текст-впечатление.
Совсем другую party, исключительно женскую, увидит зритель в «Вальпургиевой ночи» Джорджа Баланчина. Четырежды хореограф ставил ее как сцену в оперных постановках «Фауста» Шарля Гуно, а в 1980 году включил в репертуар собственной труппы New York City Ballet как самостоятельное произведение. В России этот балет поставлен впервые. Баланчин отказался от ведьминского антуража и бутафорской чертовщины, на которые провоцирует название. Сюжет «Вальпургиевой ночи» заключен в движении музыкально-пластических линий. «Чувствовать хореографию Баланчина в своем теле – подарок, – комментирует балетмейстер-постановщик Дайана Уайт. – В «Вальпургиевой ночи» нет конкретной истории, только чистая радость танца. 24 исполнительницы, каждая из которых должна быть звездой. Не идеальной, не похожей, как две капли воды, на других танцовщиц, но свободной и энергичной».

Материалы из архива: