За закрытыми дверями.
В Инженерном доме Петропавловской крепости открыта выставка «Реставрация. За закрытыми дверями». Проект посвящен работе реставраторов Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб). В экспозиции будут представлены отреставрированные предметы из собрания музея.
Выставка «Реставрация. За закрытыми дверями» рассказывает о работе музейного реставратора, как исследователя, мастера, художника. Профессия реставратора требует не только обширных знаний и обостренного чувства времени, но и полной отдачи, преданности, огромного терпения. Именно на реставратора ложится ответственность за сохранение музейных экспонатов для следующих поколений.
Сегодня в ГМИ СПб хранится около 1,3 млн. предметов. Это произведения изобразительного искусства и предметы материальной культуры всех видов, материалов и техник от древности до наших дней. Многим из этих экспонатов пришлось пережить многочисленные переезды, эвакуацию во время Великой Отечественной войны, потопы и ненадлежащее хранение вне стен музея. В результате естественного старения, а также собственной истории бытования музейные предметы порой оказываются в совершенно руинированном состоянии. В этом случае особенно актуальными становятся задачи их сохранения и реставрации.
Реставрационные мастерские были созданы в ГМИ СПб более 40 лет назад, в 1979 году, по инициативе директора Л. Н. Беловой. Первой была образована музейная мастерская реставрации живописи, затем — мастерская ткани, мебели, металла. В 1987 году создана мастерская реставрации графики, в 2002 году — мастерская фарфора и керамики, в 2020 году — мастерская каменной и гипсовой скульптуры. Сейчас реставрационное подразделение музея насчитывает четырнадцать специалистов, некоторые из них работают в ГМИ СПб более тридцати лет.
Ежегодно в реставрационных мастерских ГМИ СПб проходят обследование и даже получают вторую жизнь не менее 500 предметов из собрания музея.
Выставка знакомит с процессом реставрации музейных предметов, со всеми этапами работы реставратора, начиная с поступления музейного предмета в мастерскую и заканчивая возвращением его в отреставрированном виде на экспозицию или в фонды музея.
На экспозиции реконструированы фрагменты разных реставрационных мастерских музея. Здесь можно увидеть рабочие места специалистов, оборудование, инструменты и материалы, используемые в работе. В частности раздел, посвященный реставрации живописи, рассказывает о предреставрационных исследованиях полотен, в результате которых определяется суть происходящих разрушительных процессов, а затем выбирается последовательность реставрационных мероприятий и подходящие материалы.
Раздел реставрации графических произведений знакомит с основными этапами реставрационных работ.
На выставке можно увидеть самые разные экспонаты из собрания ГМИ СПб, отреставрированные музейными специалистами: живописные полотна, рисунки, гравюры, акварели, печатную графику, костюм, обувь, предметы из металла и керамики, мебель, каменную и гипсовую скульптуру и др. Они сопровождаются фотографиями, сделанными до реставрации.
Часть демонстрируемых предметов находится еще в процессе реставрации, что позволяет показать определенный этап работы по их сохранению.
Среди интересных экспонатов выставки живописный портрет адмирала В. Я. Чичагова (И. Шпринг, середина XIX в.) и «Архитектурная фантазия с видом Невы у памятника Петру I» (н. х., XVIII в.), литографии с видами Венеции (лит. Дж. Кьер , по рис. Дж. Пивидора, 1845-1850) и знаменитый альбом литографий М. Добужинского «Петербург в двадцать первом году» (1923), школьные рисунки С. Кострикова, в будущем С. М. Кирова (1900) и рисунок архитектора А. С. Никольского к детской книжке «Глупый грязный Дритятя» (1930-е), проект застройки общегородского центра у Дома Советов в Ленинграде (Н. В. Баранов, Е. И. Катонин, П. А. Волков, Б. Н. Журавлев, 1939), хоругвь с живописным изображением святого Александра Невского (нач. ХIХ в.) и бронзовая фигура распятого Христа с креста на могиле коменданта Петропавловской крепости И. Н. Скобелева.
Представленные на выставке экспонаты демонстрируют мастерство реставраторов, возвращающих к жизни уникальные произведения искусства и предметы старины, сохраняющих их историческую ценность и уникальность.