Ленинград.

Анатолий Каплан. Александрийская колонна. Ливень. 1944.
Анатолий Каплан. Белая ночь в Летнем саду. 1949.
Анатолий Каплан. Свет дан. 1945.
Литографический цикл Анатолия Каплана.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 26 января, 2023 (Весь день) по вторник, 28 февраля, 2023 (Весь день)
Адрес: 
Петропавловская крепость
Инженерный дом
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Инженерном доме Петропавловской крепости открывается выставка произведений Анатолия Львовича Каплана (1903–1980) из частной коллекции семьи Кушнир и собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В экспозиции представлено около 160 литографий и рисунков мастера, посвященных Ленинграду, пережившему войну и блокаду. В том числе литографический цикл «Ленинград», признанный одним из лучших образцов изобразительного искусства, повествующих о городе на Неве.
Художник пережил в Ленинграде первую, самую трагическую блокадную зиму и был отправлен в эвакуацию весной 1942 года. После возвращения в 1944 году он приступил к работе над серией литографий, посвященных жизни города, оправляющегося после пережитых испытаний.
Эмоциональные переживания художника были столь сильны, что Каплан долгое время
был не в силах расстаться с этой темой и продолжал работать над ней до середины 1950-х годов. Все, что он видел вокруг, нашло отражение в набросках и созданных на их основе законченных композициях: это и уборка снега, и разборка разрушенного дома, и облик Невского проспекта во время затемнения, маленький буксир на Фонтанке, деревья и решетки набережных, за которыми вырисовываются архитектурные доминанты, любимый Летний сад и Марсово поле. Однако, даже изображая прозаические сюжеты городской жизни, автор переносил зрителя в иное сказочно-лирическое измерение, очерчивая границу реальности пеленой дождя или призрачным светом белой ночи.
Каплан вернулся в город, переживший смертельный ужас и невосполнимые потери. Первые листы серии были посвящены погибшим друзьям Каплана. Для этого художник выбрал черно-белое колористическое решение, которое распространилось на весь цикл работ. Всего мастером было создано более 100 литографий с видами Ленинграда. Все листы датированы и имеют название.
Также на выставке демонстрируются карандашные рисунки с видами города, которые сохранились в записных книжках-тетрадях художника. Не всегда зарисовки были подготовительным материалом для дальнейшего их перевода на литографские камни. Эти рисунки — отдельный пласт творчества Каплана. Рабочие блокноты, с которыми художник не расставался во время своих постоянных прогулок по городу, датированы 1944-1948 годами. Страницы из блокнотов не имеют конкретной даты и названия, однако запечатленные на них городские пейзажи легко узнаваемы.

Материалы из архива: