Первая пятилетка.
Выставка «Первая пятилетка» показывает снимки, сделанные петербургским фотографом Дмитрием Горячёвым в первые пять лет ХХI века, с 2001 по 2005 год. То, что происходило в это пятилетие, слишком близко к нам сегодняшним, поэтому не отрефлексировано непосредственными участниками. Пока сложно сказать, что важно, а что неважно, что останется в «большой» истории, а что канет в информационном потоке. Изменения, произошедшие в Петербурге с того времени, возможно, и незаметны, но кардинальны: на Невском, например, нет больше казино и маршруток, но вспоминаешь об этом, только глядя на фотографии пятнадцатилетней давности.
Как особая часть городской среды на выставке представлен музей Анны Ахматовой. Каким он тогда был, чем являлся в культурной жизни города, кто приходил сюда – можно увидеть на черно-белых фотографиях. Дмитрий Горячёв – наш давний друг и частый гость, более того, его первая музейная выставка прошла в 2001 году именно здесь. Поэтому часть экспозиции посвящена событиям в музее: вернисаж выставки «Ленинградский фотоандеграунд», «Дембельский альбом» Михаила Карасика, выставка скульптуры Владимира Цивина. Рядом целая портретная галерея персонажей ленинградской и петербургской культуры – поэтов, художников, фотографов, чье творчество близко автору: Владимир Шинкарёв, Михаил Сапего, Дмитрий Шагин, Владлен Гаврильчик, Валерий Вальран, Ира Дудина, Ольга Корсунова и многие другие.
Здесь же запечатлена жизнь города и его жителей: 300-летие Петербурга, дама-губернатор, пока единственная в городской истории, 60-летие Победы, закрученная спиралью очередь к Тихвинской иконе; в объектив автора попали также утраченные архитектурные объекты, например, дом культуры им. Первой пятилетки и стадион имени Кирова.
Можно сказать, что эти репортажные фотографии – одни из последних, снятых на чёрно-белую плёнку – ведь сейчас сложно представить, что 15 лет назад цифровые фотоаппараты и мобильные телефоны только входили в нашу жизнь, а смартфонов и соцсетей не было вовсе.
Дмитрий Горячёв никогда не работал в СМИ, всё снимал для себя и по собственной инициативе, представляя авторский взгляд свободного фотографа. И еще один важный аспект – все представленные работы хранятся в Открытом архиве Европейского университета в Санкт-Петербурге. Фотограф передал туда свои авторские отпечатки, чтобы изображения открыто и безвозмездно использовались всеми желающими. Первый опыт такого использования – выставка «Первая пятилетка».