Выставка «Дворцы, руины и темницы».
Экспозиция, представляющая около 100 рисунков и гравюр из собрания Эрмитажа, делится на две части: первая посвящена Пиранези и представляет серии Prima Parte ("Прима Парте"), Grotteschi ("Гротески") и Carceri ("Темницы") в редких ранних состояниях, никогда в России прежде не публиковавшихся. Все они происходят из альбома Opere Varie 1750 года, приобретенного императрицей Екатериной II в 1768 году в составе собрания графа Брюля, ставшего основой графической коллекции Эрмитажа. Серия Carceri представлена в двух состояниях, раннем, из собрания Брюля, и позднем, сильно переработанном. Подобное сопоставление в России делается впервые.
Вторая часть состоит из рисунков итальянских художников XVIII столетия, работавших как сценографы, дизайнеры и архитекторы, и создававших особый жанр воображаемой ведуты, важной для понимания стилистики итальянского сеттеченто, - так по-итальянски называется XVIII век - явления своеобразного и сложного. Воображаемая ведута представлена работами семейства Галли Бибиена, Дж. Валериани, Пъетро Гонзага, Дж. Барбери, Дж. Манокки, многие из которых публикуются впервые. Феномен ранних фантазий Пиранези помещён в контекст этого особого жанра, и на выставке прослеживаются как истоки, так и влияние феномена Пиранези на дальнейшее развитие воображаемой ведуты.
Дворец с многочисленными скульптурами в нишах и фонтаном. Джузеппе Валериани. Перо, кисть, бистр.Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) прочно вошёл в историю искусств как художник, определивший европейское искусство середины XVIII - начала XIX веков. Пиранези признается реформатором в области вкуса и одним из протагонистов неоклассицизма, своего рода авангарда XVIII столетия, так что его имя ассоциируется в первую очередь именно с этим направлением. Однако мало замеченная при его жизни серия офортов под названием Carceri (Темницы), странная череда, пугающе необъяснимых мрачных образов, на много десятилетий обогнала свою эпоху. Carceri стали одним из любимейших произведений модернизма. Не особенно популярная при жизни Пиранези, заново открытая романтизмом, эта серия снова и снова привлекала и привлекает писателей, архитекторов, режиссеров необычностью не только сюжета, но и пространственного построения, напоминающего не о реальной архитектуре, а об ирреальном пространстве сна, наваждения. В романе "Исповедь англичанина, употреблявшего опиум" Томас де Квинси так ярко вписал серию Carceri Пиранези в опиумные видения "искусственного рая" одурманенного наркотиком мозга интеллектуального эстета, что фантазии художника стали трактоваться как прорыв в искусство будущего. Этот роман, невероятно популярный среди эстетов, у Готье и Бодлера создал Пиранези репутацию одного из первых художников, проникнувших в мир болезненного подсознания. В России В.Ф. Одоевский пишет рассказ "Opere del Cavaliere Giambattista Piranesi", превращая этого главного "представителя римского неоклассицизма" в отчаянную и мрачную романтическую фигуру. Темницами Пиранези восхищался Виктор Гюго, создавший под влиянием этих офортов целую серию рисунков, в свою очередь повлиявших на символизм Одилона Редона, от которого ведет прямой путь к экспрессионизму и сюрреализму. Под влиянием гравюр Пиранези создаются декорации к "Гамлету" Шекспира и к опере Бетховена "Фиделио". Эссе о Пиранези написали Олдос Хаксли, Сергей Эйзенштейн, о мрачных фантазиях Пиранези повествует и Эдгара По. Никола де Сталь и Ханс Хартунг создали абстрактные композиции, посвященные Carceri. Мауриц Корнелис Эшер использовал Пиранези для своих опытов в построении пространственных лабиринтов, столь сильно повлиявших на компьютерную графику. Часть обширной величественной гавани. 1749-1750 гг.. Джованни Баттиста Пиранези. Офорт, резец, сухая игла.Офорты Пиранези стали отправной точкой для многих режиссеров: их использовали в своих фильмах Сергей Эйзенштейн и Фриц Ланг. Его архитектурные идеи вдохновляли архитекторов режимов тоталитаризма, муссолиниевской Италии, сталинского Советского Союза и гитлеровского Третьего Рейха, и в тоже время он стал чуть ли не любимым архитектором постмодернизма. По количеству откликов и цитат в искусстве XX века Пиранези, среди всех художников своего времени занимает первое место, войдя в модернизм.
В 1740-х годах молодой венецианец, тогда ещё никому почти не известный художник, оказавшись в Риме, делал свои первые шаги к славе. У Пиранези не было ни известности, ни денег, но именно тогда он создал большую часть своих фантастических композиций. Эти работы не стали знамениты при его жизни, но впоследствии оригинальные и странные произведения, серии Prima Parte, Grotteschi и Carceri, были признаны самыми парадоксальными и новаторскими его творениями.
Многие итальянские художники создавали рисунки с изображениями идеальных архитектурных композиций, часто являвшихся чистой фантазией. На выставке представлены рисунки мастеров первой половины XVIII века, оказавших на Пиранези прямое влияние, а также работы мастеров конца этого столетия, вдохновлявшихся его гравюрами. Стилистика сеттеченто, как и стилистика самого Пиранези, не может быть сведена к какому-нибудь одному стилю: барокко, бароккетто, рококо, неоклассицизм. Итальянская воображаемая ведута столь же уникальна, как и ранние фантазии римского гения, и для того, чтобы проследить как истоки, так и влияние этого парадоксального мастера на свою эпоху, на выставке гравюры Пиранези помещены в контекст этого особого жанра.
Кураторы выставки: А.В. Ипполитов, старший научный сотрудник, М.Ф. Коршунова, ведущий научный сотрудник, В.М. Успенский, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.