Вавилонская башня Тобиаса Верхахта.
В Аполлоновом зале Зимнего дворца открыта выставка «”…и сделаем себе имя….” Вавилонская башня Тобиаса Верхахта. К завершению реставрации картины».
Экспозиция организована Государственным Эрмитажем и посвящена окончанию исследования и реставрации картины «Вавилонская башня» фламандского художника Тобиаса Верхахта, которая впервые представлена с момента её поступления в музей и проведенной реставрации.
«Вавилонская башня» долгое время считалась работой неизвестного мастера. Реставрация, осуществленная в Эрмитаже, и искусствоведческое исследование, позволило вернуть картине имя ее создателей. Ранее «безымянный» шедевр является работой фламандского живописца Тобиаса Верхахта (1561 – 1631), созданной им при участии не менее известных современников – Яна Брейгеля Старшего (1568 – 1625), Хендрика де Клерка (ок. 1570 – 1629/1630), и Абеля Гриммера (после 1570 – ок. 1619/1620). Исследование произведения также открывает нам сложную биографию этого шедевра живописи.
Вавилонская башня – одно из самых знаменитых сооружений в истории человечества и невероятно популярная тема в европейском изобразительном искусстве XVI ‒ XVII веков. Среди подобных работ картина Тобиаса Верхахта отличается высоким качеством живописи, довольно редкой для европейского искусства формой библейской башни – в виде усеченной пирамиды, а также подробностью изображения ее строительства. Художник помещает библейское сооружение в современные ему реалии, представив архитектуру, строительную технику, приемы ремесла и костюмы, распространенные в Европе начала XVII века.
Бережная реставрация, осуществленная в Государственном Эрмитаже, раскрыла авторскую живопись от слоев позднего лака и записей. При помещении произведения в раму, была применена специальная система расположения в ней, оберегающая красочный слой картины. Реставрация, вместе с глубоким исследованием, а также представление «Вавилонской Башни» Тобиаса Верхахта зрителю, вводят её в научный оборот.
Наряду с центральным экспонатом в зале можно увидеть двадцать девять предметов из фондов Государственного Эрмитажа, многие из которых показаны впервые. Экспозиция условно делится на три части: памятники древнего Вавилона, отображение сюжета строительства Вавилонской башни в живописи и графике XVI ‒ XIX веков и представление легенды о ней в искусстве XX ‒ XXI веков. Посетители смогут увидеть произведения европейской живописи, графики, нумизматики и прикладного искусства XVI – XXI веков, посвящённые библейской легенде о возведении Вавилонской башни и восприятии её философского смысла художниками и учёными разных стран и эпох. Особое внимание обращают на себя памятники из Вавилона эпохи Навуходоносора II, царя, который построил зиккурат (ступенчатый храм пирамидальной формы), ставший прототипом Вавилонской башни.
Завершение реставрации картины «Вавилонская башня» позволило в полной мере оценить ее исключительные художественные достоинства и пересмотреть атрибуцию произведения впервые за более чем 200 лет ее дворцового и музейного бытования. Работа поступила в Россию из Германии после Великой Отечественной войны в качестве компенсации за уничтожение культурного наследия.
Среди самых значительных произведений фламандской школы XVII века, представляющих Вавилонскую башню, картина из собрания Государственного Эрмитажа занимает особое место.
«Вавилонская башня» принадлежит кисти сразу четырёх знаменитых южно-нидерландских пейзажистов первой четверти XVII века. Основные части композиции – подробно разработанный ландшафт и башня – созданы Тобиасом Верхахтом (1561 – 1631), обращавшимся к этому библейскому сюжету несколько раз. Ландшафт исполнен в характерной для мастера манере, отличающейся изысканным колоритом, построенным на контрасте сине-зеленых и белых оттенков в изображении скал и гористой местности. Персонажи в правой части картины исполнены Хендриком де Клерком (ок. 1570 – 1629/1630): каменотесы, цыганки в ярких костюмах, здесь же мастер изображает мифического царя Нимрода в плаще, верхом на лошади. Группа фигур в левой части создана Яном Брейгелем Старшим (1568 – 1625), одним из наиболее значительных художников фламандской школы первой четверти XVII века. С виртуозным мастерством тщательно выписаны маленькие фигурки, контрастно выделяющиеся на темном фоне. Бесчисленные фигуры второго и третьего планов написаны Абелем Гриммером (после 1570 – ок. 1619/1620).
Центральную часть картины занимает изображение громадной Вавилонской башни, имеющей вид ступенчатой пирамиды. Такая форма постройки является довольно редкой в живописи. Башня представлена как грандиозный объект с недостроенной верхней частью, показывающей зрителю кирпичные несущие стены, пока еще лишенные каменной облицовки. Этот момент важен, так как с помощью такого приема художник не только показывает нереализованность замысла строителей, но и доводит до нашего восприятия слова библейской легенды о строительстве башни именно из кирпичей, материала, являющегося рукотворным, созданным человеком, а не природой. От основания башни вверх расходятся широкие пандусы, по которым поднимаются нескончаемые вереницы повозок со строительными материалами. Создается впечатление бесконечного движения по этажам сооружения.
В правой части картины, среди пейзажа, можно видеть ряд печей, использовавшихся для обжига кирпичей и процесса выжигания извести. В левой, рядом с изображением порта, показана обработка еще одного важного для возведения грандиозной постройки материала – древесины.
Весь первый план картины занимает изображение каменотесов и каменщиков, занятых рабочим процессом. Слева направо представлены все этапы их труда – от горных работ до обработки камня и расчетов его размеров, необходимых для строительства. Тщательно выписаны инструменты рабочих ‒ таким образом делалась отсылка к накопленному человечеством научному знанию в области архитектуры и строительства. Одежда персонажей свидетельствует об их разной национальной принадлежности. Многообразие национальностей, должно было подчеркнуть и усилить представление о единении человечества ради описанной в Библии общей цели – строительства башни до небес.
Позади каменщиков на первом плане помещена группа всадников, отличающаяся от окружающих богатством одежды, подчеркивающей их особый статус. Среди них выделяется фигура человека высокого роста, в дорогом головном уборе, облаченного в длинный, ниспадающий по крупу лошади плащ. В правой руке он держит жезл – символ власти. В этом персонаже угадывается мифический царь Нимрод, которого фламандские живописцы традиционно изображали в качестве заказчика строительства Вавилонской башни.
В левой нижней части, внимательный зритель заметит, на фоне реки, у камня фигурку серой цапли. Серая цапля выглядит особенно уязвимо на фоне грандиозного строительства башни и заставляет задуматься о хрупкости и мимолетности жизни.
Картина Тобиаса Верхахта так же глубока и многозначна, как и сама библейская легенда о строительстве башни до небес. Здесь можно увидеть как отсылки к разным философским прочтениям библейского мифа, так и уважение к точным наукам – геометрии и математике, выразившееся в детальном отображении правил архитектуры и строительной техники, современных художникам.
К выставке издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный каталог «…и сделаем себе имя…». Вавилонская башня Тобиаса Верхахта. К завершению реставрации картины».
Кураторы выставки: Анна Николаевна Апонасенко, Максим Вадимович Лапшин, Алиса Александровна Мезенцева.