Дабы подвиги этих героев не исчезли безвозвратно.

Даты проведения: 
с 24 июля 2014 по 29 сентября 2014
Адрес: 
Университетская наб., д. 17
Санкт-Петербург
Россия

Выставка, открывающаяся в Голубом зале Музея Российской Академии художеств приурочена к столетию начала Первой мировой войны. На ней представлены произведения живописи и графики таких известных отечественных художников, как Г.С. Верейский, П. Д. Покаржевский, Р. Р. Френц, П. В. Митурич, П. И. Котов, созданные в 1915-1917 гг. в рамках работы Трофейной комиссии.
Комиссия по «описанию боевых трофеев русского воинства» за весь период существования русской армии была организована при Военно-походной канцелярии Его Императорского величества в мае 1911 года. Еще в период до Первой мировой войны комиссия успела провести значительную работу по выявлению и описанию трофеев, хранящихся в различных музеях, военных соборах, архивах и библиотеках Российской империи. С началом войны Трофейная комиссия значительно расширила свою деятельность. Для выявления и описания подвигов русских солдат и офицеров члены комиссии регулярно выезжали на театры боевых действий. Кроме членов комиссии на фронт отправлялись многие известные художники, привлеченные к сотрудничеству.
Первая такая поездка была непосредственно связана с Академией художеств – в мае 1915 года на Западный фронт был командирован Военно-художественный отряд в составе пяти учащихся батальной мастерской Академии под руководством своего профессора Н. С. Самокиша. Маршрут был намечен следующий – Белосток, Ломжа, Остроленка, крепость Осовец и Барановичи, где тогда находилась Ставка верховного главнокомандующего. Затем через Киев и Севастополь отряд проследовал на Кавказский фронт. Рисунки и этюды делались непосредственно на передовой, нередко под свист пуль и разрыв снарядов. На выставке представлен «Портрет Н. С. Самокиша за работой в прифронтовой полосе», выполненный П. В. Митуричем с натуры в окрестностях Ломжи.
Результатом этой трехмесячной поездки стали около 400 работ, которые экспонировались на выставке «На войне» в Парадных залах Академии художеств в декабре 1916 года.
Позже перед Трофейной комиссией была поставлена новая задача: собирать материалы и коллекции для предполагаемого к созданию в Ратной палате музея Великой войны. Известный впоследствии график Г.С. Верейский, будучи мобилизованным, был причислен к Трофейной комиссии в качестве ратника 2-го разряда и в 1915-17 гг. принимал активное участие в ее работе. На выставке представлены его портреты георгиевских кавалеров и батально-жанровые композиции, предназначенные для издания Георгиевских памяток-таблиц, учрежденных специальным указом Николая II. Летом 1917 года Верейский побывал на Рижском направлении Северо-Западного фронта, где посетил места недавних кровопролитных Рождественских боев. Он рисовал с натуры бесконечные укрепления знаменитой Пулеметной горки, ставшей символом мужества русских и латышских солдат, мирные прибалтийские селения, отмеченные страшной печатью войны, лица солдат 9-го стрелкового Сибирского полка, только накануне возвратившихся из ночной разведки. Все эти работы экспонируются впервые.

Подобные материалы