Иконы XVII – начала XX века.

Даты проведения: 
с 22 ноября 2018 по 2 июня 2019
Адрес: 
Английская наб., 44
вход с ул. Галерной, 45
Санкт-Петербург
Россия

В выставочных залах особняка Румянцева (вход с ул. Галерной, 45) открывается выставка «Иконы XVII – начала XX века», на которой впервые будет показана лучшая часть коллекции русской иконописи из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга — около 60 икон.
В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится около 500 иконописных памятников. Отобранные для выставки иконы дают представление о богатстве и разнообразии музейной коллекции, а также демонстрируют основные тенденции в развитии отечественного иконописного искусства Нового времени со второй половины XVII до начала ХХ века. Здесь можно увидеть произведения мастеров Петербурга, Москвы, Палеха, Холуя, Мстеры, иконописцев Русского Севера и горнозаводского Урала. Это соборные образы для иконостасов, крупные настольные иконы, а также камерные произведения — иконы для келейной, домашней молитвы.
В фонды музея иконы, главным образом, поступили из ризницы Петропавловского собора и из имущества горожан.
Особого внимания на выставке заслуживают два уникальных памятника — иконостасы, происходящие из Петропавловской крепости: из домовой церкви Комендантского дома и Екатерининского придела Петропавловского собора.
Первый — походный иконостас Александра I, сопровождавший императора в заграничном походе 1813-1814 годов. После окончания войны по царскому распоряжению он был передан в Петропавловскую крепость и установлен в домовой церкви Комендантского дома. Затем в 1837 году иконостас передали в ризницу Петропавловского собора. По документам известно, что в 1855 году на период ремонта Петропавловского собора он был установлен во временной церкви-палатке на плац-параде крепости. Затем хранился в соборной ризнице, откуда и поступил в фонды музея.
Иконостас включает 9 образов, расположенных в два регистра: в местном ряду располагаются иконы «Архангел Михаил», «Богоматери Знамение», «Спас Вседержитель» и «Николай Чудотворец», в деисусном ряду — «Деисус» («Богоматерь и Иоанн Предтеча в молении Спасу на престоле»), «Апостолы Петр, Иаков, Симон, Филипп, Андрей и Иоанн Богослов», «Преподобный Сергей Радонежский», «Апостолы Павел, Матвей, Иаков, Фома, Иуда и Варфоломей». Они выполнены предположительно мастерами круга московской Оружейной палаты последней четверти XVII века в редкой технике — живописи на шелке.
Иконостас Екатерининского придела Петропавловского собора первоначально находился в церкви во имя Владимирской иконы Божьей матери в усадьбе Собственная дача близ Петергофа. По указанию императрицы Елизаветы Петровны в 1779 году его перенесли в Петропавловский собор. За время бытования иконостаса живописные образа неоднократно поновлялись и реставрировались. В 1917 году иконостас был разобран и хранился в ризнице собора. Сегодня в собрании музея сохранилось 17 из 20 икон, когда-то входивших в его состав.
Созданная на выставке временная реконструкция трехярусного иконостаса Екатерининского придела сделана на основе архивных описаний и сохранившихся исторических фотографий.
На выставке можно увидеть иконы местного ряда: «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Праведная Елизавета», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь «Великая Панагия» и «Великомученица Екатерина Александрийская». В праздничном чине на сегодняшний день представлены иконы: «Рождество Богородицы», «Преображение», «Тайная вечеря» «Воскресение» и «Вознесение». Небольшой «Страстной цикл» объединяет три произведения: «Моление о чаше», «Несение Креста», «Распятие».
Среди экспонатов выставки интересны самые ранние по времени создания иконы «Святитель Николай Чудотворец «Можайский» (Центральная Россия, вторая половина XVII в.), «Святой Иоанн Богослов в молчании» (Москва, мастер круга Оружейной палаты, первая треть XVIII в.) и старообрядческая икона «Святой Кирилл Александрийский» (Русский Север, первая четверть XVIII в.)
Привлекает внимание необычная иконография образов «Плач Богоматери при Кресте» (Поморье, конец XVIII в.) и «Богоматерь Троеручница (Мстерский мастер в Санкт-Петербурге, третья четверть XIX в.).
Несколько икон представлены вместе с серебряными окладами — удивительными по красоте и изысканности произведениями декоративно-прикладного искусства XIX – начала ХХ веков.
К выставке издан каталог.

Подобные материалы